¤ ¤ ¤
Теперь, когда мы приближаемся к концу нашей встречи, следует немного поразмыслить над выводами из данных ситуаций.
Имеет хождение миф о том, что хороший бизнес - это бизнес, преследующий свои собственные, узкие интересы. Возможно, этот миф уходит корнями в известное замечание Адама Смита относительно булочника, который занимается своим делом не потому, что это отвечает потребностям общества, а потому, что за его продукцию ему платят. Замечание Смита отчасти являет собой анализ мотивации булочника, но только отчасти. Безусловно, что булочник занимается своим делом потому, что должен зарабатывать себе на жизнь; в то же время подразумевается, что он избрал эту сферу деятельности не потому, что это давало ему более высокий доход, а, скорее, потому, что он получал удовлетворение от своей профессии, потому, что людям нравилась его выпечка. Это, право же, единственное объяснение, почему булочник избрал именно эту профессию, а не стал, например, вагоновожатым.
Помимо пристрастного изложения Смитом мотиваций булочника смысл его анализа заключается в том, что если булочник и другие лица, занятые в рыночной торговле, честно ведут дело и в то же время заботятся об его эффективности, то в совокупности все это мелкое предпринимательство идет на пользу обществу.
Разумеется, в начале своей лекции я отметил, что в настоящее время бизнес гораздо сложнее, чем во времена Адама Смита. Рынок стал сложнее. Сложнее стала информация о многообразии характеристик рыночных сделок. Бизнес приобрел такие организационные формы, которые значительно усложняют процесс принятия решений. На фоне всего этого перед руководителями бизнеса в настоящее время открываются широкие возможности для удовлетворения собственных узких интересов, иными словами - возможности получения (обычно кратковременных) выгод в ущерб общественному благу.
Что мы можем сказать деловому человеку, который стремится действовать исключительно в своих корыстных интересах? Прежде всего, мы должны сказать, что его бизнес нехорош. Хотя компания и может получить некоторые краткосрочные выгоды, в плане долгосрочной перспективы это наносит бизнесу урон. А если бизнес страдает, его нельзя назвать хорошим. Считать должностное лицо, обеспечивающее себе "толстый пакет" при разделе имущества в случае банкротства фирмы, хорошим бизнесменом - это все равно что думать, что диктатор, наживающийся на обкрадывании своей страны в преддверии революции, - хороший политический лидер. То есть о хорошем бизнесе судят прежде всего по выгодам для самого бизнеса.
Если вы решили сделать карьеру в бизнесе и надеетесь преуспеть, следуя только собственным интересам, а при случае и за счет интересов бизнеса, вряд ли вы преуспеете. Как я уже говорил, люди не будут заинтересованы в ведении дел с вами, если сочтут, что вы не предоставите им справедливой прибыли в обмен на их вложения. На какое-то время вы, конечно, можете обмануть людей, но обманывать многих в течение длительного времени вам не удастся. Вполне вероятно, что рано или поздно вашему благополучию придет конец.
Основополагающий принцип, объединяющий хороший бизнес и благо общества, заключается в том, что общество создает соответствующие структуры и институты во имя целей, которые идут на благо общества. Если бизнес-структуры и институты не служат процветанию общества, общество их преобразует. Если деловая практика не идет на благо общества, общество объявит ее вне закона. Разумеется, идеальной она никогда не станет, но к этому стоит стремиться.