Оценка деловых и личностных качеств |
Оценка качества труда |
Оценка результатов труда |
Критерии |
Измерение и оценка труда по времени |
Непосредстве- нные результаты |
Объекты |
Оценка сложности труда |
Косвенные результаты |
Методы оценки |
Методы выявления показателей |
Методы измерения показателей |
Программа сбора данных |
Натуральные и стоимостные измерения |
Сбор данных: изучение документов, беседы, опросы, наблюдения |
Условные измерители: баллы, коэффициенты |
Практические методы: описательные характеристики |
Обработка и оформление данных (по произвольной и заданной форме) |
Процедура оценки |
Место оценки (где она прово -дится) |
Субъект оценки (кто ее прово- дит ) |
Порядок оценки (ее периодич- ность) |
Использование технических средств |
При необходимости могут проводиться дополнительные оценки при отборе кандидатов на обучение, продвижение по службе, для зачисления в резерв, сокращения и т. п. Оценка возможна также по результатам обучения, при контроле хода адаптации работников и т. п.
Таблица 3
Методы оценки персонала
№ п/п |
Название метода |
Краткое описание метода |
1 |
2 |
3 |
1 |
Биографический метод |
Оценка работника по биографическим данным |
2 |
Произвольные устные или письменные характеристики |
Устное или письменное описание того, что собой представляет работник и как он себя проявляет (включая достижения и упущения) |
3 |
Оценка по результатам |
Устное или письменное описание конкретной работы, выполняемой работником |
4 |
Метод групповой дискуссии |
Постановка, обсуждение и решение проблемы в группе, в ходе которой оцениваются знания, личностные черты и другие качества работника |
5 |
Метод эталона |
Оценка относительно наилучшего работника, выбранного за эталон |
6 |
Матричный метод |
Сравнение фактических качеств работника с набором желательных качеств (происходит в матричной форме) |
7 |
Методы свободного и принудительного выбора оценочных характеристик по готовым формам |
Сравнение фактических качеств, которыми обладает оцениваемый, с перечнем качеств, представленных в заранее разработанной форме |
8 |
Метод суммируемых оценок |
Определение степени проявления у работников тех или иных качеств путем проставления по определенной шкале экспертных оценок |
9 |
Метод заданной группировки работников |
Под заданную модель требований к работнику подбирается подходящий кандидат или под заданную ролевую структуру рабочей группы подбираются конкретные люди |
10 |
Тестирование |
Определение знаний, умения, способностей и других характеристик на основе специальных тестов |
11 |
Ранжирование |
Определение экспертным или другим путем ранга (места), оцениваемого среди других работников, и расположение всех оцениваемых по порядку убывания рангов |
12 |
Метод попарных сравнений |
Попарное сравнение оцениваемых между собой по определенным качествам и последующее математическое ранжирование по порядку убывания |
13 |
Метод заданной балльной оценки |
Начисление (снижение) определенного количества баллов за те или иные достижения (упущения) |
14 |
Метод свободной банальной оценки |
То же, при осуществлении не на нормативной основе, а в разовом порядке |
15 |
Метод графического профиля |
Вместо условных оценочных измерителей используется графическая форма оценок (профиль) ломаной линии, соединяющей количественные значения (точки) по различным качествам оцениваемого. Метод позволяет проводить наглядное сравнение оцениваемого с профилем «идеального» работника, а также сравнить между собой различных работников |
16 |
Коэффициентный метод |
Выделяются факторы оценки и определяются нормативные значения этих факторов для разных групп оцениваемых. Фактический результат соотносится с нормативом, в итоге получается различные коэффициенты, дающие возможность проводить сопоставление и оценку работников |
17 |
Метод критического инцидента |
Оценивается, как вел себя работник в критической ситуации (понятие ответственного решения, разрешение незнакомой проблемы, преодоление сложной ситуации и др.) |
18 |
Метод свободного или индивидуального обсуждения |
В свободной форме или по заранее составленной программе проводится обсуждение с оцениванием планов и практических результатов работы кандидата, сотрудника |
19 |
Метод самооценок и самоотчетов |
Письменная или устная самооценка перед коллективом. При благоприятном морально-психологическом климате в коллективе метод способствует принятию напряженных обстоятельств и повышению моральной ответственности |
20 |
Метод шкалирования |
Значение показателя оценки по шкале устанавливается для каждого сотрудника |
21 |
Метод упорядочения рангов |
Несколько оценок расставляют в ранжированный ряд относительно одного значения |
22 |
Метод альтернативных характеристик |
Отдельный работник характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия того или иного качества |