Темперамент- это индивидуальная динамическая характеристика психической деятельности и поведения.
Определяем темперамент . И.П.Павлов установил, что особенности темперамента зависят от характера нервных процессов присущих данному индивиду. Для определения типа темперамента используют психологические показатели, которые достаточно легко определяются с помощью простейших методик диагностики.
Показатели.
1. Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для кокой либо психической реакций человека, и какова скорость этой реакций.
2. Реактивность (R) характеризуется силой непроизвольной реакции на внешнее или внутреннее воздействия.
3. Активность (А ) – степень энергичности человека на пути к цели, в преодолений препятствий
4. Пластичность (П) или ригидность (Р). Пластичность – лёгкость, гибкость приспособления человека к изменяющемся внешним условиям; ригидность – инертность, косность поведения, трудность приспособления к изменениям внешних условий.
5. Соотношение реактивности и активности. Если деятельность человека в большей степени от настроения, то реактивность доминирует над активностью; если же деятельность определяется главным образом целями, намереньями и стремлениями, то активность доминирует над реактивностью.
6. Темп реакции – скорость протекания психических процессов, речи, движения.
7. Экстраверсия или Интроверсия. Экстраверсия – направленность человека вовне на окружающее; интроверсия – направленность его на себя, вовнутрь.
8. Эмоциональная возбудимость – зависимость эмоциональных реакций человека от наименьшей степени воздействия.
Теперь можно дать развёрнутую характеристику основным типам темперамента по этим показателям ( см.таблицу)
В наиболее чистом виде темперамент проявляется в детском возрасте. Легко можно определить темперамент Вини – Пуха.
Психологические показатели |
Сангвиник |
Холерик |
Флегматик |
Меланхолик |
Сензитивность |
Пониженная |
Пониженная |
Ир Пониженная |
Повышенная |
Реактивность |
Высокая |
Высокая |
Низкая |
Невысокая |
Активность |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Невысокая |
Соотношение реактивности и активности |
R=A |
R больше А |
R меньше А |
R = A |
Темп реакций |
Ускоренный |
Ускоренный |
За Замедленный |
Замедленный |
Пластичность Или Ригидность |
П |
Р |
Р |
Р |
Экстраверсия Или Интроверсия |
Э |
Э |
И |
И |
Эмоциональная возбудимость |
Повышенная |
Повышенная |
Пониженная |
Повышенная депрессивная |
Определяем характер Вини – Пуха.
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей индивида, проявляющихся и формирующихся в его деятельности, поведений и общений с другими.
Швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертному и интровертному типам.
Первый тип характеризуется обращённостью личности на окружающий мир, объекты которого подобно магниту притягивают к себе интересы, жизненную энергию, что в известной мере ведёт к принижению явлении собственного внутреннего субъективного мира.
Т.к мы выяснили что Вини – Пух относится к экстравертному типу, то для него характерны такие черты характера: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.
По определённости характеры бывают с ярко выраженной одной или несколькими чертами. Например говорят гордый или вежливый человек, подразумевая, что указанная черта доминирует над всеми другими такой характер называют ярким; если не одна черта особо не выделяется – неопределённым.
У Вини – Пуха ярко выраженный характер. Главные его черты это – доброта, отзывчивость.
К трёхлетнему возрасту это слияние ребёнка и взрослого, по словам А. Валлона, неожиданно исчезает, и личность вступает в тот период, когда потребность утверждать и завоёвывать свою самостоятельность приводит ребёнка ко многим конфликтам. Ребёнок противопоставляет себя к окружающим, невольно оскорбляет их, так как хочет испытать собственную независимость, собственное существование. Это кризис, по мнению Валлона, необходим в развитий ребёнка. « Если его пытаются сгладить, он может появляться у ребёнка в мягкой снисходительности или известном чувстве ответственности. При сильном противодействий он может привести к обескураживающему безразличию или мнению исподтишка. Одерживая же победы слишком легко, ребёнок становится склонным к самовосхвалению, как бы забывая о существований других и замечая лишь самого себя».
Ребёнок начинает осознавать свою внутреннюю жизнь. Важное условие для осознания себя- «присутствие ребёнка перед зеркалом». « Удвоение тела- действие, благодаря которому осуществляется развитие психологического «Я» ребёнка»,- писал А.Валлон.
В этом возрасте воспитание ребёнка «должно быть насыщенно симпатией». Если в этом возрасте лишить ребёнка привязанности к людям, то «он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний или у него наступит психическая атрофия, след от которой сохраняется в течений всей жизни и отражается на его вкусах и воле».