Существование общего экономического пространства в пределах территории Российской Федерации, где свободно перемещаются товары, услуги, капиталы и рабочая сила, предполагает общность налогового режима, устанавливаемого как федеральными актами, так и актами субъектов Федерации.
В Рамках этих задач и своих полномочий большинство субъектов Федерации идет по пути принятия собственных законов о налоговой и бюджетной политике, о льготном налогообложении, о порядке исчисления налога на землю, за пользование водными и лесными ресурсами. Такое положение объективно обусловлено: во – первых, повышается степень управляемости экономикой на основе налоговых методов; во – вторых, усиливаются функции государственного регулирования на основе создания собственной нормативной базы налогового – бюджетных отношений и, в – третьих, путем использования налоговых мер создаются отсутствующие в настоящее время механизма стимулирования производства управления на основе порядка формирования государственных доходов.
Однако анализ налогового законодательства субъектов Федерации позволяет сделать вывод о спонтанном характере его развития, не учитывая интересы рынка в целом.
Это выражается в некоторой оторванности налогового законодательства от основных институтов и принципов, уже установившихся на федеральном уровне; в эпизодическом характере регулирования определенных типов отношений; недостаточном внимании к установлению механизмов исчисления и оценки стоимости природных ресурсов, принадлежащих территориям: и, наконец, в неприятии соответствующих мер по усилению территориального и местного контроля за налогом на имущество предприятий и физических лиц.
Проблема может быть поставлена гораздо шире – определить влияние налоговой и экономической политики субъекта Федерации на процесс принятия законодательных актов в налоговой сфере. Разная социально – экономическая политика субъектов не способствует становлению единого налогового пространства и усложняет реализацию регулятивных, контрольных и других функций налогообложения.
В законодательстве субъектов Федерации неоправданно велика доля о льготном налогообложении и особых режимах уплаты налогов, что часто неадекватно возможностям бюджетов разного уровня. Наблюдается тенденция к замене налоговых механизмов мерами финансового взыскания, бюджетного регулирования, административного контроля. Тем не менее положительным моментом в развитии налогового законодательства регионов является повышение стимулирующей и координирующей функций налогообложения.
Сфера налогового регулирования, входящая в компетенцию субъектов Российской Федерации, включает общие и особенные налоговые нормы. Существует значительное видовое разнообразие налоговых норм и законодательных актов, которые можно разделить на три группы. К первой относятся законы субъектов Федерации, включающие нормы, регулирующие налоговую и бюджетную политику, налоговую систему. Они определяют общие принципы налоговой политики на территории региона, виды налогов, собираемых в рамках конкретного субъекта Федерации и на территории муниципальных образований, формы и методы налоговой деятельности субъекта Федерации. Ко второй группе относятся законы, обеспечивающие регулятивные функции налогообложения для обеспечения социально – экономических интересов региона, законы о налоговых льготах и налоговом кредитовании. К третьей группе относятся законы о ставках местных налогов, о порядке исчисления и уплаты налогов на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления.
Как отмечалось выше, в развитии налогового законодательства субъектов Федерации наблюдаются определенные тенденции к установлению чрезмерного количества налоговых льгот, что, при ослаблении государственного контроля, наносит ущерб интересам бюджетного процесса. Налоговые льготы для развития регионов и усилением ответственности за их использование.
Развитие налогового законодательства субъектов Федерации осуществляется в рамках их конституционных полномочий. Конституция РФ в гл 3 закрепила новых статус российских субъектов Федерации как равных внутри государственных территориальных образований.
Конституция РФ обеспечивает и защищает значительную часть прав субъектов Федерации, определяет границы их полномочий во внешнеполитической деятельности, устанавливает в пределах их компетенции полномочия в финансовой сфере, ограничивает рядом условий возможность выхода их Федерации по собственному волеизъявлению. Наряду с этим в круг полномочий субъектов входит определенная часть самостоятельных политических и значительная часть экономических прав, в том числе и в налогово-бюджетной сфере. К сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов относятся установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, административное законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и др.
Государственные налогово-бюджетные меры, в соответствии с Конституцией РФ, являются важными инструментами обеспечения федеральной и региональной финансово – экономической сбалансированности при существовании различных форм собственности, методами стимулирования национального производства.
Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 утверждены « Основные положения региональной политики в Российской Федерации», определившие методы и формы реализации различных направлений региональной политики, включая совершенствование финансовых и налоговых отношений между Федерацией и ее субъектами, между органами государственной власти и органами местного самоуправления. В основных положениях устанавливается система мер для реализации региональной экономической политики в налогово-бюджетной сфере, целью которой является закрепление за субъектами постоянных и достаточных финансовых и налоговых источников доходов для самостоятельности формирования бюджетов. Фактически Указом были закреплены уже сложившиеся тенденции в развитии налогового законодательства субъектов Федерации.
Принимая налоговые законы, субъекты Федерации должны обеспечить:
во- первых, бездефицитность собственного бюджета и бюджетов местного самоуправления;
во – вторых, разграничение собственно налоговых полномочий субъекта и Федерации по осуществлению социально – экономической политики, формированию доходных и расходных статей бюджетов, использованию налогов;
налоговое регулирование собственными методами и свое право принятия решений о масштабах и направлениях использования бюджетных средств.
Налоговые освобождения субъектам Федерации предоставляются на программной основе, включающей заключение договоров о налоговом кредитовании и долгосрочных финансовых соглашений, анализ инвестиционных проектов и разработку схемы инвестиционного процесса.
Правовые нормы, регулирующие эти отношения, должны быть составной частью закона о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Российской Федерации. Пока же это делается на уровне отдельных федеральных актов. Примером может служить постановление Правительства РФ « О практике аграрных преобразований в Нижегородской области» от 15 апреля 1994 г., в котором регламентируется механизм выделения области бюджетных ассигнований и определяются налоговые льготы сельскохозяйственным, перерабатывающим и другим предприятиям. Нижегородская область получила от Правительства РФ налоговые льготы для оборонных предприятий. Налоги, перечисляемые в федеральный бюджет, остаются оборонным предприятием в виде инвестиционного налогового кредита под очень низкий процент на пять лет, но условием, что эти средства будут реализованы на перспективные конверсионные программы.