В результате складываются устойчивые установки на решение сугубо «ведомственных» задач и узкоспециализированное мышление. Это проявляется и в организации работы указанных подразделений, и в методах управления ими, и в показателях планирования, учета их деятельности, а также в стимулировании работников.
Так, нередко на предприятиях в качестве основного показателя деятельности и стимулирования работников энергетического цеха используется объем произведенного пара, ремонтного или инструментального — объем выполненного ремонта или произведенного инструмента в валовом выражении. Но если исходить из того, что главными для этих цехов являются обслуживающие или обеспечивающие функции, то логика должна была бы подсказать выбор показателей, характеризующих своевременное и бесперебойное обеспечение соответствующими услугами основного производства с наименьшими затратами на их осуществление.
Задачи, решаемые руководителями и специалистами функциональных служб, можно лишь условно разделить на две группы:
(.специальные (технические, экономические и др.) и функциональные, относящиеся к организации производства. Условность деления объясняется тем, что решение специальных задач, по существу, является основой выполнения соответствующей организационной функции любой службы. Так, разработка технологического процесса или маршрутной технологии — это составная часть организационного проектирования или установления технологических связей в основном производстве. Вместе с тем есть и сугубо организационные задачи функциональных служб и подразделений. К ним относятся: задачи проектирования систем обслуживания и обеспечения основного производства; управление процессами установления, реализации и совершенствования инфрасвязей по данной обслуживающей или обеспечивающей функции; организация работы службы подразделения, включая организацию труда ее работников.
Разумеется, соотношение специальных и организационных задач в различных службах неодинаково. Но даже там, где удельный вес сугубо организационных задач невелик, незнание руководителем или специалистом организационной роли своей службы в производственной системе, как и отсутствие соответствующей подготовки, отрицательно сказывается на эффективности выполнения данной функции. Таким образом, наряду со знаниями, необходимыми для решения специальных задач, работнику функциональной службы, в особенности ее руководителю, необходимо обладать также знаниями в области организации производственных систем.
Так, инженер-технолог и руководитель технологической службы предприятия кроме технологии производства должен знать основы теории организации производственных систем, научной организации и нормирования труда, управления производством. Более глубокие знания им следует получить в области проектирования и организации технологических потоков, регламентированных систем технической подготовки и обслуживания производства, применения современных средств и методов автоматизации проектно-технологических работ и т. п. Для руководителей и специалистов службы главного механика недостаточно знать оборудование и технологию ремонта, важно также изучить вопросы, связанные с организацией производства, труда и управления при выполнении ремонтных работ, планово-предупредительного ремонтного обслуживания и т. п.
Опыт применения методов матричного управления в крупных производственных объединениях говорит о том, что организационные знания руководителя функциональной службы должны быть шире, чем у линейных руководителей производства, так как их организационно-управленческая деятельность, связанная с выполнением данной функции, пронизывает всю производственную систему.
Деятельность руководителей и специалистов диспетчерских, планово-производственных и других экономических служб и подразделений непосредственно связана с установлением и обеспечением реализации внутрисистемных связей. Поэтому эти специалисты должны обладать определенными знаниями в области организации производственных систем. Вместе с тем все эти знания необходимы им не только для выполнения организационных функций, но и для решения специальных задач. К примеру, с учетом требований НОТ конструктор обязан проектировать оборудование, технолог — технологические процессы, инженер-проектировщик — производственные здания и сооружения; экономист не может решать задачи, экономического анализа и планирования без учета влияния основных факторов организации производства, труда и управления.
Для специалистов с высшим или средним специальным образованием необходимы знания основ организации производственных систем и управления производством. А на стадии специализации им необходимо глубоко изучить специальный курс применительно к той специфической сфере деятельности, к которой они себя готовят. Это может быть организация бухгалтерского учета, организация планирования и отчетности на промышленном предприятии, организация материально-технического снабжения и транспортно-складского хозяйства, организация технического обслуживания производства, организация ремонтного или энергетического обслуживания, организация инструментального обслуживания и т. п.
Заключение
Именно постоянная и целенаправленная работа с персоналом предопределяет успех формирования организационной культуры. Даже самые современные структуры, великолепные организационные проекты, грамотно выполненные должностные инструкции и положения – все это останется на бумаге, если не станет образом мышления и базой профессиональной организационной деятельности работников предприятия. Требования к профессиональным знаниям, навыкам и качествам руководителей и специалистов, как и других работников, должны формироваться на основе принятой на предприятии идеологии организационного поведения. Таким образом формируется организационная культура. Функциональные менеджеры призваны проводить единую организационно – техническую политику развития предприятия. Тем самым они выполняют важную роль в формировании организационной культуры.