рефераты по менеджменту

Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела

Страница
3

Независимость личности. В процессе управления неизбежно возникают разные точки зрения, столкновение индивидуальных позиций, интересов, мнений. Кроме того, руководитель испытывает постоянное «давление сверху» - со стороны вышестоящих инстанций. Сели он не обладает достаточно устойчивыми и сильными внутренними ресурсами, способными противостоять этим «верховым» и «низовым» давлениям, если он конформен, то управление приобретает черты хаотичности, а стиль управления трансформируется в попустительский. Давая на первых порах некоторые иллюзорные выгоды (например, «теплые» отношения в коллективе , хорошая репутация в глазах вышестоящего руководства), такая позиция очень негативна в средне- и долгосрочной перспективе. Наоборот, именно независимые, так называемые «неудобные» руководители могут вначале трудно приниматься коллективом и вступать в конфликты с вышестоящими инстанциями. Но в конечном итоге они добиваются значительно больших результатов.

Общительность, являясь очень важной сама по себе, выступает, однако, и аспектом более общего личностного качества – социабельности. Это способность, состоящая в умении строить межличностные отношения, а также в потребности к установлению широких социальных контактов. Она имеет многочисленные проявления, начиная от позитивного восприятия контактов как таковых и кончая искусством строить межличностные и профессиональные отношения , эффективно влиять на других. Важность этой способности для руководителя определяется тем, что она лежит в основе коммуникативной и организационной функций. Они являются основными во всей структуре управленческой деятельности.

Рассмотренные качества и характеристики, являясь безусловно важными для обеспечения эффективности управленческая деятельность, в тоже время не исчерпывают собой всего перечня качеств и способностей, необходимых для нее . в теории управления существует множество такого рода перечней, более или менее подробно описывающих состав менеджерских характеристик и качеств. Так, например, в одном из исследований приводится следующий набор таких качеств:

А. концептуальные способности и стандарты поведения

1. широта взглядов, глобальный подход.

2. долгосрочное предвидение и гибкость.

3. энергичность, инициативность и решительность, в том числе – и в условиях риска.

4. упорная работа и непрерывная учеба.

Б. Личностные качества

5. умение четко формулировать цели и установки.

6. готовность выслушивать мнения других.

7. беспристрастность, бескорыстие и лояльность.

8. способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций.

9. личное обаяние.

10. способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем.

11. здоровье.

Можно видеть, что в этом (и практически во всех иных – аналогичных перечнях) синтезированы очень различные особенности руководителя. Все они объединены, однако, общим критерием – их содействием достижению высокой эффективности управленческой деятельности. поэтому часто личностные качества и иные свойства менеджера, отвечающие данному критерию, принято определять понятием факторов эффективности управленческой деятельности . один из возможных вариантов совокупности таких факторов включает в себя следующие основные требования:

умение создавать результаты; желание много работать для их достижения;

желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения;

готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организации;

готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество;

искусство принимать быстрые решения;

способность сосредотачиваться на настоящем и будущем;

способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне её, и использовать их;

готовность к близким социальными взаимоотношениям;

готовность к общему руководству;

творческий подход к своей работе;

постоянное самосовершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма;

умение правильно использовать свое время;

готовность к мотивированию себя и персонала;

готовность работать во главе хорошо подготовленного профессионального персонала;

готовность к политическому руководству;

международный кругозор.

Лаконичную, но скорее символическую характеристику требований к менеджеру содержит одно из правил американского менеджмента =- правило «7М». Согласно ему, менеджер должен обладать способностями, позволяющими ему отвечать за семь «М»: men (люди), methods (методы), money (деньги), machines (машины), materials (материалы), marketing (сбыт), management (управление).

Способности управляющего

Вторая категория управленческих способностей включает две подгруппы способностей. Первая – общеуправленческие способности, необходимость которых обусловлена содержанием управленческая деятельность как типа профессиональной деятельности: ее специфическими условиями и требованиями, системой ее основных – административных функций, «субъект-субъектным» принципом ее организации. Вторая – способности более локального характера, обусловленные той или иной основной управленческой функцией.

Способности первой группы наиболее полно были раскрыты известным отечественным психологом Л. И. Уманским; его работа взята здесь за основу рассмотрения общеуправленческих способностей. По его мнению, основными среди них выступают следующие(они обозначаются им как общеорганизационные способности).

Общеуправленческие способности.

Психологическая избирательность проявляется в нескольких основных личностных и поведенческих индикаторах. Ими являются: 1)повторяющиеся факты быстрого и точного, а часто невербализованного, неосознанного отражения психологических особенностей состояния других людей; 2) сопереживание человеком того, что переживают, чувствуют другие, своего рода эмоциональная синхронность; 3)высокая чувствительность и восприимчивость к описанию психологических качеств других людей; 4) возможность быстро и адекватно характеризовать психологические особенности людей, меткость и краткость словесных их «фотографий»; 5) преимущественный выбор психологических объектов из многих других, одновременно действующих на человека и избирательность общительности; 6) избирательно-психологическая память и наблюдательность, ярко проявляющиеся и проверяющиеся в наблюдении, беседах, в решении организаторских задач; 7)склонность к психологическому анализу, объяснению поведения других людей и своего собственного; 8) способность мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека.

Практический психологический ум имеет, по Л. И. Уманскому следующие проявления: 1) адекватное распределение обязанностей коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей; 2) быстрая ориентация в ситуациях, требующих практического применения знаний людей; 3) находчивость в применении психологического состояния, настроения людей к данным условиям жизни и деятельности; 4) способность вызывать стимулирующие мотивы деятельности, найти пути с способы заинтересовать людей делом; 5) учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий, психологических различий людей при группировке их для выполнения коллективной деятельности; 6) высокая степень обучаемости при формировании организаторских знаний, навыков и умений; 7) тенденция решать практические вопросы сквозь призму наличных людских возможностей.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту