Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что выживаемость фирмы её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием десятков факторов, среди которых можно выделить два основных для потребителя– цена и качество приобретаемой продукции. Несомненно, оба фактора взаимосвязаны. Но при этом стоит отметить следующую тенденцию – фактор качества товара постепенно выходит на первое место по отношению к цене товара. Определение качества как важнейшей из характеристик продукции для потребителя явилось толчком для появления и развития систем менеджмента качества.
Необходимым условием для этого явились специфические черты современного общества, среди которых особое влияние оказала интенсивная тенденция возрастания сложности производимой продукции – еще 20 лет назад практически никто не подозревал о возможности существования персональных компьютеров, сотовой связи и других благ современного общества. Технологии усложняются с такой скоростью, что давно стало понятно, что технический контроль, каким бы жестким он ни был, недостаточен. Выходом из этой ситуации явились научные исследования и разработки в области качества.
В 20-ых годах XX века начали разрабатываться и внедряться статистические методы контроля, появились специальные контрольные карты и методы выборочного контроля. В 30-40-ые годы новые требования к качеству продукции, особенно военного назначения, привели к дальнейшему развитию отдельных элементов управления качеством, внедрению более сложных методов обеспечения.
В послевоенный период технический прогресс обусловил необходимость освоения и выпуска в короткие сроки высококачественной продукции. Это привело к созданию техники управления качеством, разработке новых способов его повышения. В первую очередь, управление качеством получило распространение в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс – радиотехника, электроника, автоматика, химия, авиация, ракетная техника и другое. Таким образом, появляется необходимость разработки более совершенных систем обеспечения качества продукции.
В России особый интерес к качеству стали проявлять в начале 70-х годов ХХ века. В 1963 г. была создана комиссия ЦК КПСС, которой поручили подготовку всесоюзного совещания по проблеме качества в состав которой вошла группа, которая, обобщив предложения министерств и ведомств, сформулировала основные направления деятельности в этой области.
Работа началась с описания принципиальной схемы механизма управления качеством. Причем качество рассматривалось с позиций кибернетики как управляемый объект. С этих же позиций рассматривались и такие факторы управления качеством, как его планирование, условия, в которых функционируют производственные структуры во всем своем техническом, организационном и экономическом многообразии, обратная связь и т.д. Анализируя и осмысливая роль этих факторов, была сформирована принципиальная схема механизма управления качеством продукции.
Наличие этой схемы позволило по достоинству оценить богатейший опыт системного управления качеством, накопленный передовыми предприятиями различных регионов страны. Как известно, в середине 50-х годов была создана Саратовская система БИП (бездефектного изготовления продукции), затем появились Горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), Ярославская система НОТПУ (научная организация труда, производства и управления) и ряд других.
Располагая обобщенным опытом создания и использования этих систем, а также своими наработками в этой области, ВНИИС совместно с Львовским институтом метрологии провел на предприятиях Львовской области крупномасштабный эксперимент, в результате которого в начале 70-х годов (в 1972) была разработана Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП). Ее широкому распространению на предприятиях страны способствовало партийно-правительственное постановление, принятое в 1975 г. Организационно-технической основой управления в КС УКП являются стандарты предприятия (СТП).
При создании системы был использован передовой опыт отечественной и зарубежной практики управления качеством продукции. Эта система содержала все лучшее, что было разработано в системах БИП, КАНАРСПИ, НОРМ и СБТ.
Организационно - технической базой управления в КС УКП являются стандарты предприятия. Это принципиально новое положение в совершенствовании механизма управления качеством продукции позволило всю работу, проводимую на предприятии по управлению качеством продукции, поднять на новую организационную ступень.
Основные принципы КС УКП соответствовали концепции управления качеством, господствовавшей тогда в мире. [1]
Опыт создания КС УКП был рассмотрен правительством в 1975 году и рекомендован для широкого внедрения в народном хозяйстве. За разработку и внедрение системы ее авторам была присуждена Государственная премия СССР.
Многие из принципов управления качеством КС УКП не устарели и по сей день, соответствуя требованиям, предъявляемым к системам качества стандартами ИСО серии 9000. Поэтому интересно рассмотреть и сравнить комплексную систему управления качеством и систему менеджмента качества на основе требований ИСО 9001:2000.
КС УКП [2]– это совокупность мероприятий, методов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается, поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения. При функционировании КС УКП решались следующие задачи:
· создание и освоение новых видов высококачественной продукции, соответствующих лучшим мировым образцам;
· повышение удельного веса продукции высшей категории в общем объеме производства;
· улучшение показателей качества выпускаемой продукции и перевод ее в более высокую категорию качества;
· своевременное снятие, замена или модернизация продукции второй категории;
· планомерное повышение качества работы коллективов и исполнителей;
· обеспечение выпуска продукции в строгом соответствии с требованиями нормативно-технической документации, т. е. запланированного, заданного уровня качества.
Рассмотрим задачи, которые решаются функционированием СМК на базе требований ИСО 9001:2000.
1. Улучшение продукции.
2. Улучшение процесса.
3. Повышение производительности.
4. Снижение издержек производства.
5. Улучшение услуг.
6. Повышение квалификации.
7. Повышение качества продукции.
Совпадение с комплексом задач, решаемых при функционировании КС УКП не стопроцентное, тем не менее, очевидна параллельность направлений деятельности и совпадение ряда целей. Так, задача улучшения показателей качества выпускаемой продукции и перевод ее в более высокую категорию качества (КС УКП) явно отражается в системе менеджмента качества по ИСО 9001:2000 в задаче повышения качества продукции, а задача планомерного повышения качества работы коллективов и исполнителей (КС УКП) – в задаче повышения квалификации (ИСО 9001:2000).