По времени активного использования информации в процессе управления ее можно разделить на постоянную и переменную. Постоянная информация часто используется в форме нормативных и регламентационных актов, долгосрочных заданий и пр., которую называют также условно постоянной, так как она через определенное время может измениться (пересматриваются нормативы, акты и т.п.). Переменная -это текущая информация, оперативная, используемая сравнительно небольшой промежуток времени.
Каждое звено (структурное подразделение) системы управления работает со своей, специфической для выполняемой функции информацией. Поэтому информацию можно разделить по ее функциональной принадлежности, причем это деление можно произвести как по основным, так и по конкретным функциям управления. Такое деление информации имеет большое значение в проектировании систем управления, обеспечивая выравнивание трудоемкости работ по различным звеньям системы управления.
По возможности продуктивного использования можно выделить информацию: полезную, избыточную и ложную. В информационном обеспечении процесса управления присутствуют все эти виды информации. Избыточность информации п информационном обеспечении процесса управления создает дополнительные трудности его осуществления, обуславливая дополнительные затраты времени и средств, т.е. снижает эффективность менеджмента. Необходимо стремиться сводить до минимума объем информации. В каждом конкретном случае информация должна быть релевантной. Ложная информация затрудняет разработку управленческих решений и определение рационального объема необходимой информации. Ложная информация может формироваться в результате ошибок в процессе сбора, фиксации, хранения и обработки первичной информации. Искажение информации может носить случайный и преднамеренный (умышленный) характер, в этом случае она называется дезинформацией. Ошибки при сборе первичной информации могут быть механическими, обусловленные неисправностью (недостаточной точностью) фиксирующих устройств и приборов, невнимательностью или низкой квалификацией соответствующих сотрудников, низким уровнем технологии и организации сбора информации и т.п. По аналогичным причинам возможно искажение информации в процессах ее фиксирования, хранения, обработки и передачи.
|
Деятельность организации характеризуется сведениями в
документированном или ином виде. Документы являются основным носителем информации в организации. Документы можно классифицировать по разным признакам, прежде всего их можно разделить на: систематизированные и несистематизированные (деловая переписка).
Систематизированные документы делятся на:
-Т<иповые ><унифицированные, ><используемые ><на ><всех ><предприятиях. Это счета-фактуры, акты выполненных работ, кассовые ордера и т.д.>
-<индивидуальные, имеющиеся только в рассматриваемой организации. Это приказы, акты и т.д.
По источникам формирования документы делятся на внешние и внутренние. Внешние документы разрабатываются вне данной организации и характеризуют ее деятельность (взаимоотношения с другими организациями: счета-фактуры, рекламации и т.п.). Внутренние документы составляются в организации и отражают внутренние операции (ведомости на оплату труда, приказы и т.д.).
Документы, связанные с внешней средой, как правило, типовые и утверждаются соответствующими структурами (по форме, содержанию, срокам и т.д.), поэтому они изменяются только централизованно.
Внутренние документы могут быть изменены как по форме и содержанию, так и по маршрутам их движения.
Документы, отражающие процессы функционирования структурных подразделений, различны по своему назначению и делятся на: учетно-отчетные, плановые, нормативные и пр.
По способу использования документы делятся на разовые и накопительные. Примерами разовых документов являются счета, платежные требования, накладные, кассовые ордера, авансовые отчеты, приемные и сдаточные акты и т.д. Накопительные документы применяются для многократной записи данных о ряде однородных операций, выполняемых постепенно в течение некоторого периода времени. По способу охвата хозяйственных операций:
Разовые документы применяют для оформления одной или нескольких хозяйственных операций, информацию о которых записывают одновременно.
Накопительные документы содержат информацию об однородных, периодически повторяющихся хозяйственных операциях за определенный промежуток времени (смену, сутки, неделю).
Большое значение при изучении производственной информации имеет периодичность составления и обработки документов на предприятии. По периодичности разработки документы разделяются на текущие, ежемесячные, ежегодные, еженедельные, полумесячные, месячные, квартальные, полугодовые, годовые.