На основе матрицы баллов разработаем факторно – критическую модель оценки сложности выполнения работ. Данная модель также будет разбита на две: для управленческих и инженерных работников и для рабочих. Эта модель позволит определить коэффициент сложности выполнения работ (см. формулу 2).
Результаты расчетов представлены в таблице 10 и 11.
Таблица 10
Факторно – критическая модель оценки сложности управленческих и инженерных работ
Фактор сложности работ |
Весомость фактора |
Критерии фактора |
Значимость фактора |
Степень специализации |
0,10 |
Работа: однородная узкоспециализированная; Разнородная по отдельным разделам определенной сферы; Разнородная по всему кругу задач подразделения |
0,4 0,6 1,0 |
Степень самостоятельности выполнения работ |
0,20 |
Выполнение работы: под непосредственным руководством начальника; В полном соответствии с инструкцией или под общим руководством; Полностью самостоятельно |
0,5 0,7 1,0 |
Степень ответственности (в зависимости от уровня руководства) |
0,25 |
Ответственность: только за свою работу; За работу группы (подразделения); За весь коллектив |
0,45 0,8 1,0 |
Степень новизны |
0,30 |
Работа: регулярно (в течение квартала) повторяемая; Нерегулярно повторяемая; Вновь начинаемая | 0,40 0,60 1,0 |
Степень творчества |
0,33 |
Труд: технический; Формально – логический; Творческий |
0,5 0,7 1,0 |
Производительность труда и качество труда |
0,38 |
Низкие Средние Высокие Очень высокие |
0,4 0,5 0,65 0,8 |
Значение каждого субфактора определяется в процентах от максимального балла по каждому их факторов. Например, для степени специализации: 1) однородная узкоспециализированная – 40 / 100% = 0,4;
2) разнородная по отдельным разделам определенной сферы – 60 / 100% = 0,6;
3) разнородная по всему кругу задач подразделения – 100 / 100% = 1,0
Таблица 11
Факторно – критическая модель оценки сложности для рабочих
Фактор сложности работ |
Весомость фактора |
Критерии фактора |
Значимость фактора |
Физическая нагрузка |
0,1 |
Труд: простой ручной; Механический; Автоматизированный |
0,2 0,30 0,35 |
Умственная нагрузка (ответственность, внимание) |
0,20 |
Труд: технический; Формально – логический; Творческий |
0,2 0,3 0,35 |
Навыки и сноровка |
0,25 |
Владеет лишь основными операциями; Свободно владеет всеми операциями |
0,2 0,35 |
Обучение навыкам, профессиональное обучение, опыт работы |
0,30 |
Имеет лишь основы профессиональных знаний; Знаний достаточно для выполняемой работы, но запас незначителен; Владеет профессией в совершенстве |
0,2 0,25 0,35 |
Воздействие окружающей среды |
0,33 |
Условие труда: хорошие; Удовлетворительные; неудовлетворительные |
0,2 0,3 0,35 |
Производительность труда и качество труда |
0,38 |
Низкие Средние Высокие Очень высокие |
0,3 0,5 0,6 0,7 |
На основании полученных таблиц составляется сетка соотношений в оплате труда работников ЗАО КЗА путем умножения весомости фактора на его значимость. Диапазон сетки рассчитан таким образом, чтобы работники стремились повысить свою производительность и качество труда, свой профессионализм.
Результаты представлены в таблице 12
Таблица 12
Сетка соотношений в оплате труда работников разных
квалификационных групп (К) ЗОА КЗА
разряды
вилка значений |
Квалификационные группы работников | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
0,5-0,59 Кср=0,54 |
0,55-0,67 Кср=0,61 |
0,65-0,78 Кср=0,715 |
0,75-0,84 Кср=0,79 |
0,88-1,32 Кср=1,10 |
1,28-1,60 Кср=1,44 | |
1 |
X |
X | ||||
2 |
X |
X | ||||
3 |
X |
X | ||||
4 |
X |
X | ||||
5 |
X |
X | ||||
6 |
X |