В бизнесе доходность и риск идут рука об руку, существуют одновременно. Риск – это то, на что приходится идти, если хочешь добиться поставленной цели, но многие оказываются к нему просто психологически не готовы. Если инвестиции в банковские вклады имеют предсказуемый результат, то про нанотехнологические проекты этого сказать нельзя, поскольку жизненные повороты практически непредсказуемы.
Возникает справедливый вопрос: а как вообще можно вкладывать в непредсказуемое? Любой предприниматель подтвердит, что до 96% своего времени он тратит на борьбу с наступившими «рисками» – различными неувязками, сбоями и неожиданными осложнениями. Поэтому чтобы вкладывать средства в непредсказуемое, надо постараться все непредсказуемое просчитать.
На этапе планирования бизнеса необходимо выявить все возможные риски и продумать меры их предотвращения, а на практическом этапе - суметь эти меры реализовать.
Откуда берутся риски? Конечно же, отовсюду. Количество рисков пропорционально количеству взаимосвязей проекта с окружающей средой. Поставщики могут продать плохое сырье, партнеры могут подвести, покупателям может не понравиться товар, налоговая тоже тут как тут… Получается, чем автономнее проект, тем он надежнее.
По разным данным, десять лет назад в нашей стране доля успешных бизнес-проектов среди всех начинаемых составляла 5-10%. Сегодня этот показатель составляет менее 0,5%. Именно такова вероятность того, что время, силы и деньги, вложенные в проект, вернутся с прибылью. Так что занятие бизнесом в России, особенно нанотехнологическим – не для слабонервных.
Чтобы быть успешным в бизнесе, нужно не только создать и вести его, но и непрерывно развивать свои конкурентные преимущества:
· Научно-технические преимущества (качество научных исследований, возможность азработки и производства новых товаров, степень овладения существующими технологиями);
· Производственные преимущества (низкие затраты на производство продукции, качество продукции, полнота использования возможностей оборудования, выгодное местонахождение с точки зрения транспортировки, доступ к квалифицированной рабочей силе, высокая производительность труда, возможность производства различной продукции, возможность выполнения заказов потребителей);
· Торговые преимущества (широкая сеть сбыта, доступ покупателей к товару, наличие собственных магазинов, низкие расходы на продажу, скорая доставка);
· Маркетинговые преимущества (высокая квалификация сотрудников отдела продаж, техническая поддержка, аккуратное исполнение заказов, разнообразие продукции, искусство продаж, привлекательный дизайн и упаковка, гарантии);
· Профессиональные преимущества (особый талант, ноу-хау, компетентность, умение создавать эффективную рекламу, способность быстро переводить товары из стадии разработки в промышленное производство);
· Организационные преимущества (уровень информационных систем, способность быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, опыт);
· Прочие преимущества (благоприятный имидж и репутация, низкие затраты, выгодное расположение, приятные в общении и доброжелательные сотрудники, доступ на финансовые рынки, правовая защищенность) и т.д. и т.п.
Эксперты оценивают мировой рынок нанотехнологической продукции в 1.000.000.000.000 (триллион!) долларов лишь к 2015 году. В мире существует более трех тысяч потребительских и огромное число промышленных продуктов, произведенных с помощью нанотехнологий и пользующихся спросом на мировом рынке. Функционирует свыше 16.000 нанотехнологических компаний, число которых удваивается каждые полтора года.
В России нанотехнология тоже начинает приносить свои первые плоды – в декабре 2004 года в г. Фрязино прошла первая конференция, посвященная промышленному использованию нанотехнологий, где ученые представили десятки мощных технологий, готовых к внедрению на производстве. Среди них новые материалы на основе нанотрубок, сверхпрочные покрытия,антифрикционные составы, проводящие полимеры для гибкой электроники и т.д.
Важно правильно оценить изобретение, которое вы хотите сделать основой будущего бизнеса. Это самый важный шаг – от него зависит успешность всего проекта. Действительно стоящее изобретение – это то, что увеличивает полезный эффект продукта в десятки и сотни раз без существенного ухудшения остальных показателей.
В силу скоротечности технологических перемен в отрасли на самое изощренное изобретение может быстро найтись усовершенствованный заменитель, а то и вовсе в нем может пропасть необходимость в результате развития конкурентов.
Это требует кропотливой работы, но зато риск, что завтра кто-нибудь представит устройство или материал, делающий продукцию предприятия ненужной, значительно снижается.
В России в силу низкого уровня развития законодательного регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности она зачастую должным образом не оформляется, но от этого никуда не исчезает, а продолжает присутствовать в том ином виде и сохраняет свою ценность для предприятия. А также для конкурентов, которые постараются ее раздобыть. Здесь эффект российского патентования, не подкрепленного международным, скорее отрицателен, так как вынуждает заявителя раскрыть многие детали технологии. В результате отечественный разработчик зачастую узнает полный экономический потенциал своей технологии уже в виде продукта конкурента на прилавке.
Что же делать? Одно из решений этой проблемы предложил еще 500 лет назад гениальный ученый Леонардо Да Винчи. Ситуация с защитой интеллектуальной собственности в средневековой Италии обстояла примерно так же, как в современной России, и опасаясь, что проекты машин будут украдены и реализованы без его ведома – то есть без уплаты гонорара, – изобретатель намеренно вносил в свои чертежи небольшие ошибки.
Как правило, сами создатели инновации не до конца представляют себе свойства полученного продукта вследствие недостатка времени и денег на детальные исследования. Поэтому необходимо доисследование самого полученного продукта, поскольку без знания свойств новинки (зачастую весьма неожиданных) риск совершения маркетинговой ошибки близок к 100%. Это нормально и поможет впоследствии грамотно организовать постоянное усовершенствование продукта в соответствии с нуждами клиентов.
Чем больше уникальных, полезных и замечательных свойств вы откроете и изучите в продукте, тем шире будет его рынок и меньше последует жалоб. Важной особенностью нанотехнологии как отрасли является ее многогранность и изобилие
неожиданных направлений применения продуктов и технологий.
Заключение
Все, что производит человек, он изготовляет из природы. Можно даже сказать, что человек лишь перерабатывает то, что дает ему природа. И пока общество будет ориентироваться на исключительно потребительские ценности, общий уровень человеческого быта одних людей будет повышаться – другие же (и природа) будут гибнуть с ускорением.
Научные прорывы в нанотехнологии и создание нанотехнологической промышленности будущего даст человечеству принципиально новый способ экологически чистого «выращивания» продуктов из атомов и молекул, что поможет решить проблему экологического и энергетического кризиса. А развитие таких технологий, особенно на начальном этапе, не рыночно, ибо требуют больших затрат на образование, научные исследования и их техническую реализацию.