Под способностями в психологии понимают психологические особенности индивида, обеспечивающие возможность успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Таблица 1.
Развитие черт характера.
№ п/п | Объединенные фазы характера | Черты характера | В чем выражаются черты характера |
1 |
Запечатленная |
Страх/бесстрашие, Воля/бесхарактерность, Инициативность/ безынициативность |
В биологических проявлениях, в содержательных и динамических индивидуально-психологических характеристиках человека |
2 |
Переносная |
Боязливость/смелость, Веселость/угрюмость, Возбудимость/ заторможенность, Внимательность/ рассеянность |
В психологических особенностях нервно-импульсных сигналов, предназначенных для возбуждения или торможения |
3 |
Надситуативная |
Высокомерность/ естественность, Дерзость/ почтительность, Завистливость/ независтливость |
В постановке избыточных целей по сравнению с исходной задачей |
4 |
Аппетентная |
Настойчивость/ отсутствие настойчивости, Находчивость/ растерянность, Предприимчивость/ пассивность |
При выработке средств и методов достижения наивысших результатов |
5 |
Индивидно-самохромная |
Запечатленность, переносность, надситуативность |
При становлении и развитии индивидных особенностей |
6 |
Саморегулированная |
Самостоятельность/ подчиненность, Самоуверенность, Активность/ пассивность |
Отражает устойчивость деятельности по достижению выбранной цели |
7 |
Самопредъявляемая |
Радушие, Решительность/ нерешительность, Чувство собственного достоинства/ угодливость |
В потребностях выражать свои желания и впечатления окружающим |
8 |
Совместно-регулируемая |
Сдержанность/ разнузданность, Практичность/ непрактичность |
В устойчивости отношений при совместных действиях |
9 |
Социоинтроспективная |
Самостоятельность/ беспомощность, Трудолюбие/ лень, Справедливость/ несправедливость, Уживчивость/ неуживчивость |
В устойчивости оценки социально значимых объектов |
На процесс формирования самооценки человека и оценки им окружающих его людей оказывают влияние так называемые психоинтенсивные и социоустойчивые способности. Эти способности важны и для формирования личности руководителя. Они характеризуют способность человека работать в команде и руководить коллективом, адекватно реагировать на социальные изменения.
Таблица 2.
Развитие психоинтенсивных способностей.
№ п/п | Конкретные психологические характеристики | В чем выражаются способности |
1 |
Способность к отождествлению знаковых биологических систем разной модальности |
В выражении чувств, напряженности внимания, выражении воли, работе мышления и воображения |
2 |
Способность к образному переживанию посредством проявления внешнего состояния в социальной активности |
В реализации первичных образов в действии и поведении |
3 |
Способность направлять активность сознания на конкретный предмет с целью его познания |
На функциональном уровне настроя на предмет деятельности, способности к широкому выбору мотивов, ориентирующих деятельность личности |
4 |
Способность определять источник внешних воздействий на развитие поведенческих актов, умение адекватно отвечать на изменение социальной ситуации |
В высокой чувствительности поведенческих актов к изменению социальной ситуации |
5 |
Способность улавливать изменения возрастных периодов и реагировать на эти изменения соответствующим образом |
В повышенной чувствительности человека к происходящим с ним событиям |
6 |
Способность направлять волевые усилия на активизацию внешней интенсивности и социальную активность, проявлять самодетерминацию и саморегуляцию деятельности |
В способности произвольно регулировать действия и психические состояния, подчиняя их своим сознательным решениям, в способности включать различные внешние и внутренние средства саморазвития |
7 |
Способность к осознанию своей ролевой функции среди окружающих и возможности влияния на других людей |
В стойкости мировоззрения и убеждений, в способности к волевым усилиям в особых ситуациях |
8 |
Способность оценивать свои психические состояния при подготовке и проведении совместной деятельности |
В способности адекватно воспринимать совместный труд, в адекватном признании успехов других членов группы в совместной работе |
9 |
Способность определять интенсивность усвоения и воспроизводства социального опыта |
В развитии социальной активности, социальной готовности к действиям |
10 |
Способность оценивать систему социальных связей и отношений в целом, представлять социальные ситуации в их последовательном развитии |
В высокой чувствительности к развитию социальных ситуаций, во внешней интенсивности личностных позиций и установок |