Таблица 6.
Характеристика стилей руководства.
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными | Стили руководства | ||
Авторитарный (автократический) | Демократический | Либеральный | |
Приемы принятия решений |
Единолично решает вопросы |
Перед принятием решения советуется с подчиненными |
Ждет указаний от руководства или решения совещания |
Способ доведения решений до исполнителей |
Приказывает, распоряжается, командует |
Предлагает, просит |
Просит, упрашивает |
Распределение ответственности |
Берет на себя или перекладывает на подчиненных |
Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями |
Снимает с себя всякую ответственность |
Отношение к инициативе |
Подавляет |
Поощряет, использует в интересах дела |
Отдает инициативу в руки подчиненных |
Отношение к подбору кадров |
Боится квалифицированных работников |
Подбирает деловых, грамотных работников |
Подбором кадров не занимается |
Отношение к недостаткам собственных знаний |
Переоценивает собственные знания |
Постоянно повышает квалификацию, учитывает критику |
Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения |
Держит дистанцию |
Общителен |
Общается с подчиненными только по их инициативе |
Характер отношений с подчиненными |
Диктуется настроением |
Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль. |
Мягок, покладист. |
Отношение к дисциплине |
Приверженец жесткой дисциплины |
Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям |
Требует формальной дисциплины |
Отношение к стимулированию труда работников |
Считает наказание основным методом стимулирования |
Использует различные методы стимулирования |
Использует различные методы стимулирования |
Авторитарный стиль руководства лежит в основе абсолютного большинства конфликтов благодаря стремлению высшего управляющего к единовластию. Претензия автократа на компетентность во всех вопросах порождает хаос и, в конечном счете, влияет на эффективность работы. Автократ парализует работу аппарата, на который он опирается. Часто он создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Недовольные подчиненные могут подвести или дезинформировать. Кроме того, запуганные работники не только ненадежны, но и работают без полной отдачи. Некоторые авторы говорят, что вызов к руководителю, придерживающемуся авторитарного стиля руководства, «выбивает работника из седла» на весь день.
Демократический стиль руководства предполагает взаимодействие на уровне «взрослый – взрослый». У руководителя и подчиненного возникает чувство доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы, каждый сотрудник может при нем свободно выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь мести, либо наказания. Ответственность за неудачи руководитель разделяет с группой. Большинство проблем обсуждается коллективно. Руководитель-демократ старается чаще советоваться с подчиненными, не проявляет своего превосходства и правильно реагирует на критику. За последствия принятых решений ответственность не перекладывает на подчиненных. Стремление прислушиваться к мнению своих сотрудников по самым разным вопросам объясняется не отсутствием знаний и собственного мнения по какому-либо поводу, а убеждением в том, что при обсуждении всегда могут возникнуть нюансы, позволяющие улучшить технологию процесса реализации решения. Такой руководитель может пойти на компромисс, либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где автократ действовал бы приказом и давлением, демократ старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы и указать на выгоды, которые могут получить сотрудники в результате такого решения.
Хорошо зная дело и обстановку в группе подчиненных, он старается использовать рефлексивные методы управления, а при осуществлении контроля обращает внимание на конечный результат, не придираясь к мелочам. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность, что приводит к отождествлению ими целей коллектива и своих собственных целей. В этом случае авторитет должности руководителя подкрепляется личным авторитетом. Управление опирается на способности людей.
Либеральный стиль руководства характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс работы. Либерал предпринимает какие-либо действия только по указанию вышестоящего руководства, стремясь уклониться от ответственности. Обычно в такой роли выступают люди недостаточно компетентные, не уверенные в прочности своего служебного положения. Руководитель, придерживающийся либерального стиля, не принципиален, под влиянием разных людей и обстоятельств может несколько раз изменять решение по одному и тому же вопросу. Многие вопросы в организации могут вообще решаться без участия руководителя.
Во взаимоотношениях с подчиненными либерал корректен и вежлив. Положительно реагирует на критику. Руководитель-либерал не требователен к подчиненным и не любит контролировать их работу. В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии, посылать в интересные командировки без видимой необходимости.