Проведя анализ показателей, характеризующих деятельность предприятия за 2002-2003 года, были выявлены следующие изменения.
В 2002 году сократилась валовая выручка на 1841 тыс.руб. Такое изменение связано с сокращением остатка готовой продукции на начало года, с сокращением объема производства и с увеличением остатка готовой продукции на конец года. А к 2003 году сумма выручки составила 18669 тыс.руб., что на 2005 тыс.руб. больше, чем в 2002 году.
В связи с сокращением валовой выручки, понизились и издержки. Это было связано с сокращением объема производства (сократились издержки на сырье и материалы). На общее сокращение себестоимости оказали влияние три фактора: объем производства, сумма постоянных и переменных издержек.
Что касается прибыли, в частности прибыли от реализации, то она в 2002 году по сравнению с 2001 сократилась на столько, что предприятие было в убытке на сумму в 83 тыс.руб. Но за счет внериализационных доходов балансовая прибыль составила 246 тыс.руб. Но в результате налогообложения, прибыль организации составила 15 тыс.руб. Основные факторы, которые повлияли на такое изменение - объем реализованной продукции, отпускные цены, переменные и постоянные затраты, операционные и внереализационные доходы и расходы. Прибыль от реализации к концу 2003 года была в размере 425 тыс.руб., но в связи со значительными внереализационными расходами, предприятие осталось в убытке на сумму 139 тыс.руб.
Увеличился такой показатель, как производительность труда. На это повлияло увеличение удельного веса работников основного персонала, из-за чего производительность труда увеличилась на 5,5 тыс.руб./чел., и увеличение среднечасовой выручки одного работника.
Предприятие не имеет собственных источников оборотных средств, а наличие больших сумм просроченной дебиторской задолженности привело к увеличению краткосрочных кредитов и займов предприятия, высокие проценты по которым привели к значительным расходам. А в результате налогообложения предприятие лишилось прибыли.
Для того чтобы обеспечить эффективное использование оборотных средств необходимо увеличить выручку от реализации. Анализируемое предприятие реализует произведенную продукцию только оптовой продажей, при чем постоянным покупателям. Но это не обеспечивает полной реализации продукции, что характеризует увеличение товарных запасов в отчетном периоде. Это объясняется тем, что за анализируемый период предприятие потеряло часть своих постоянных клиентов.
Для того чтобы вернуть прежних клиентов и привлечь новых необходимо увеличить ассортимент и качество выпускаемой продукции, предложить выгодные условия по транспортировке, восстановить маркетинговый отдел, который будет заниматься изучением рынка сбыта выпускаемой продукции. За счет оптимизации производства ватной куртки предприятие может высвободить из оборота 157 тыс. руб. Эти средства ГУП может направить на увеличение ассортимента продукции. Начать производство оконных блоков, штапиков и реек, что позволит увеличить валовую выручку на 195,4 тыс.руб. (вероятностью в 0,5).
Также для улучшения ситуации ГУП учреждения ОБ -21/4 должно принять меры по введению розничной торговли, проведя рекламу своей продукции.
Так как предприятие имеет большую дебиторскую задолженность, ему необходимо сократить ее сроки до 40 дней, при чем предприятие сможет высвободить из оборота 819,4 тыс. руб. и направить их на нужды предприятия.
Для продолжения своего развития ГУП учреждения ОБ-21/4 требуется привлекать все больше клиентов, которые бы делали заказы именно у них. Для этого необходимо:
- постоянно усовершенствовать качество продукции;
- проводить маркетинговые мероприятия – постоянно исследовать коньюктуру рынка, следить за изменением предпочтений и вкусов потребителей;
- совершенствование организации и стимулирования сбыта продукции, сокращение интервала отгрузки;
- оптимизацией системы расчетов и взаимозачетов между контрагентами.
Все это будет служить рычагом, двигающим развитие предприятия.