Логотип:
Группа Мумий Тролль одна из немногих групп, у которой есть логотип. Причём логотип меняется в зависимости от оформления альбома:
2. Музыка
Для того, чтобы созданная группа смогла покорить большую сцену ей необходим яркий имидж и запоминающаяся музыка.
Именно с этого момента группа начинает использовать всевозможные PR методы. Мумий Тролль первая группа, выпустившая так называемый сингл (от анг. single - один) - альбом, включавший в себя одну песню-хит и ремиксы на эту песню. Этот опыт группа взяла в европейском шоу-бизнесе. Группа приглашала известных DJ, но чаще они сами хотели работать с группой. Лагутенко долго думал как сделать так, чтобы синглы тоже раскупали в огромных количествах и придумал сделать следующее: в каждом сингле была новая песня из неизданного и ожидаемого альбома.
· «Контрабанда» (13.06.2008) -- макси сингл (приложение к журналу "Афиша")
· «Контрабанды» (март 2008) -- виртуальный сингл
· «Иди, я буду» (24.11.2004) -- макси сингл
· «Доброе утро, планета!» (27.04.2003) -- сингл
· «Это по любви» (11.07.2002) -- сингл
· «Lucky bride?» (20.02.2002) -- сингл
· «Lady ALpine Blue» (21.05.2001) -- промо-сингл
· «Моя певица» (20.12.2000) -- сингл
· «Без обмана» (19.05.2000) -- сингл
· «Карнавала. Нет» (31.12.1999) -- сингл
· «Невеста?» (08.11.1999) -- сингл
· «С Новым Годом, крошка!» (01.12.1998) -- макси-сингл
Затем Илья Лагутенко решает «раскручивать» новую звезду - Земфиру, тем самым, делая рекламу и себе. Земфира прорывается во все хит-парады, занимая первые места, Лагутенко завоёвывает себе титул «акула шоу-бизнеса». Когда Земфиру обвиняют в приёме наркотических средств Илья Лагутенко порывает с ней всяческие отношения, чтобы не портить свой кристально чистый имидж. Тем более Лагутенко поддерживает движения, типа «Наркотикам нет!» и «Стоп СПИД».
«Лагутенко стал крушить старую систему, подразумевавшую чёткое деление на рок и эстраду, «наше и не наше», «хорошее и плохое». Он создал нового героя рок-н-ролла - волоокого, с мутным взором, манерно растягивающего слова» Тролль - инопланетянин. / Немзер А. // Русский репортер. - 2008. - №34. - С.48-54
Лагутенко придумывает новый стиль музыки, который называет рокапопс. По его словам, рокапопс - это смешение всех стилей.
2.2 Анализ используемых группой Мумий Тролль PR-технологий в шоу-бизнесе
Рассмотрим деятельность группы мумий Тролль в области PR через призму методов продвижения образа в шоу-бизнесе, сформулированных в первой главе.
1. Концерты и живое общение
Самыми яркими PR ходами группы были: секретные концерты (о них узнавали самые активные фанаты группы, правильно отвечавшие на вопросы о группе), концерты за рубежом «для друзей и их друзей» (информацию о концерте говорили парочке своих друзей, те передавали своим).
Вообще группа продвигает себя всевозможными методами: «Лагутенко записывает один альбом за другим; пишет музыку для одного кино, а для другого уже требуют его песню в качестве саундтрека; а ещё он создаёт социальную сеть (IKRA.TV, где молодые люди могут свободно общаться между собой, в основном это молодые музыкальные коллективы, продвигающие своё творчество); озвучивает Мастера Обезьяну в мультфильме «Кунг-Фу Панда» (записывает по просьбе кинокомпании DreamWorks саундтрек к этому мультфильму, за что, в знак благодарности, получает видеоклип на это песню) и в промежутке между гастролями мчится в Вашингтон, чтобы вместе с Харрисоном Фордом защищать уссурийских тигров. Причём Форда называет исключительно Индианой Джонсом, явно смакуя это имя» Тролль - инопланетянин. / Немзер А. // Русский репортер. - 2008. - №34. - С.48-54
Илья Лагутенко: «Вот мне говорят: зачем опять новый альбом? Только что один записали, пусть новые песни полежат, приучите публику… Не понимаю и отказываюсь! Или вот презентация до выхода альбома - он уже готов, у меня всё дома лежит «мастер» всех песен, мы всё уже придумали и решили. Но физически этот процесс печатания дисков - это ж сколько ждать! Нет, надо играть концерт! Да и вообще в шоу-бизнесе всё условно. Мы даже с пиратством смирились. С ним уже все как-то смирились и начинают действительно воспринимать как бесплатную рекламу. Я понимаю, что для Мадонны песня, раньше времени просочившаяся в Сеть, это беда, потому что у неё это часть многомиллионной империи - там авторы, всё это связано какими-то договорами. А в моём случае все собственные права находятся лично у меня, и от этого несчастного скачивания моих песен из Интернета никто особо не страдает, это не имеет влияния на экономическую составляющую».
2. Интернет
Группа активно использует Интернет для общения с поклонниками:
· http://www.lastfm.ru/music/Мумий+Тролль (радио «Мумий Тролль» в режиме on-line)
· Мобильное представительство МТ: wap.mumiytroll.com
· Прямая SMS-линия с группой Мумий Тролль: отправьте буквы МТ и далее свое сообщение для группы на номер 7099
· http://www.myspace.com/mumiy (популярное Интернет-сообщество)
· http://blogs.mail.ru/mail/ilya.lagutenko/ (звёздные блоги на www.mail.ru)
Недавно компания МегаФон транслировала рекламный ролик с участием группы, а всем абонентам рассылались смс с текстом: скачивай новый альбом группы на www.megafon.wap.
3. Дополнительная продукция и символика
· О группе выпущено 2 книги: «Мумий Тролль. Правда о мумиях и троллях.» (1998) -- Александр Кушнир
· «Мумий Тролль. Live Long. Die Rich.» (2008) -- Илья Стогоff
Затем известная фирма-производитель сотовых телефонов SonyEricsson выпустили в честь группы Мумий Тролль новую модель телефона, которая называется «Музыкант» (при покупке телефона стандартными мелодиями и картинками являются песни и фотографии группы Мумий Тролль).
4. Музыкальные фестивали
Группа активно принимает участие в различных фестивалях. Самые популярные: MaxiDrom, FUZZ, Нашествие.
Глава 3. Основные направления совершенствования PR-деятельности в шоу-бизнесе: проблемы осуществления PR-деятельности в шоу-бизнесе и рекомендации по совершенствованию PR-инструментария в шоу-бизнесе
На вопрос Илье Лагутенко: «А вы - часть российского рынка?», он отвечает с грустью «Мне бы очень хотелось дистанцироваться от этого лица российского рынка, потому что мне, например, такое лицо не очень нравится. К примеру, «Фабрика звёзд». Творчество идёт на компромисс с бизнесом и самоуничтожается. Происходит выплеск не самой адекватной творческой информации - от её старта до финальной точки лежит пропасть. В первую очередь, наверное, это связано именно со статусом «Первого канала», который идёт везде вне зависимости от твоего желания. Мы много путешествуем по стране, и, поверьте мне, в каком-нибудь городе, кроме «Первого канала», больше ничего не работает. В Америке аналогов «Фабрики» множество, они идут по разным каналам - выбирай и смотри, пожалуйста. Эта ситуация честнее».
Именно с этим, по моему мнению, и связаны все проблемы шоу-бизнеса в России. Но это, вероятно, проблема не «Фабрики звёзд», а государственного телевидения вообще.