Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов определяются главой V Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», статьёй 24 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов », а также названным выше «Примерным положением об учреждениях государственной
службы медико-социальной экспертизы» и соответствующими Положениями субъектов Российской Федерации.[9,81]
Свои особенности имеются и в трудоустройстве лиц, освобожденных от уголовного наказания или из мест лишения свободы. Такая обязанность по действующему законодательству возлагается на местную администрацию городов и районов, а по существу, на местные органы службы занятости. Данной категории граждан должно быть оказано содействие в трудоустройстве с учетом их профессионального опыта и личных пожеланий. В частности, это правило относится к лицам, освобожденным от уголовного наказания по амнистии1. Законодательством предусмотрено, чтобы трудовое и социально-бытовое устройство было завершено не позднее 15-дневного срока со дня прибытия к месту жительства[3,28]. Такой же порядок распространяется и на подростков, условно осужденных или досрочно освобожденных, а также отбывающих наказание в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних.
Следует отметить, что органы по вопросам занятости в ряде случаев занимаются также трудоустройством лиц, мера уголовного наказания которых не связана с лишением свободы. Так, статья 49 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовное наказание в виде обязательных работ. Они заключаются в выполнении в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественных полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Как это усматривается из уголовного кодекса, такие работы устанавливаются от шестидесяти до двухсот сорока часов и не свыше четырех часов в день[3,36]. Кстати, обязательные работы не должны назначаться лицам, признанным инвалидами I или II групп; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей до восьми лет; женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста, а мужчинам - шестидесятилетнего возраста (п. 4 ст. 49 У К РФ).
Статья 50 УК РФ предусматривает уголовное наказание в виде исправительных работ, которые устанавливаются на срок
от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного. Разумеется, на практике получается, что далеко не все осужденные к указанным видам наказания имели к моменту вынесения приговора место работы. Тогда возникает несколько другая ситуация.
Уголовное наказание в отношении рассматриваемого контингента граждан осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. Их статус определен Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года1. В частности, в соответствии с пунктами «в» и «г» статьи 7 этого Положения к основным обязанностям уголовно-исполнительных инспекций, кроме иных, относятся следующие:
- направление при необходимости осужденных к исправительным работам в распоряжение органов по вопросам занятости населения для трудоустройства.
В то же время, если лицо, осужденное к обязательным или исправительным работам, обращается в органы службы занятости по направлению органов внутренних дел или по своей инициативе, оно не может быть признано безработным и не регистрируется в качестве ищущего работу. Основанием для такого решения служит статья 6 Федерального закона РФ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которой исполнение этого вида наказания за совершенное преступление возложено на службы МВД РФ.
В условиях перехода к новым экономическим отношениям, нестабильности экономики и конъюнктуры рынка и реорганизации предприятий определенное число работников становится лишним и «высвобождается» с этих предприятий[9,63]. Согласно статье 40.1 КЗоТ РФ, этим работникам гарантируется: предоставление другой работы на том же предприятии (в организации, учреждении); предоставление работы на другом предприятии (в учреждении, организации) по прежней профессии, квалификации, специальности, а при ее отсутствии - другой работы с учетом индивидуальных пожеланий и общественных потребностей; предоставление возможности обучения новым профессиям (специальностям) с предоставлением соответствующей работы. Одной из существенных особенностей при «высвобождении» является то, что функции органа по трудоустройству возлагаются в первую очередь на самого работодателя.
Определенные гарантии трудоустройства предусмотрены для граждан, уволенных из рядов Вооруженных Сил РФ. Администрация предприятий (организаций, учреждений), с которых они были призваны на военную службу, а также местные органы власти обязаны в течение месяца предложить им работу с учетом профессии (специальности) и приобретенного в армии опыта. Кроме того, за гражданами, уволенными из рядов Вооруженных сил РФ по состоянию здоровья и возвращающимся на «свои» предприятия (организации, учреждения), в течение трех месяцев сохраняется место работы (должность).
В соответствии со статьёй 13 п.4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с воинской службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
За последние годы по-новому решен вопрос о приеме на работу лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Чтобы помочь будущим специалистам получить работу, учебные заведения высшего (среднего) профессионального образования стали заключать на основании постановления Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» договоры со студентами. Заключаются также контракты со студентами и работодателями.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 182 КЗоТ Законом РФ от 24 ноября 1995г.[4,79], указанные лица обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров (контрактов), заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями и работодателями.
Образцы таких контрактов утверждены постановлением Министерства труда РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию[5,21]. В типовом контракте предусматриваются взаимные обязательства сторон - в частности, между студентом и учебным заведением. Согласно ему, учебное заведение обязуется: обеспечить условия для освоения студентом основной образовательной программы по избранной специальности или направлению в соответствии с государственными образовательными стандартами; создать условия для изучения дополнительных дисциплин сверх государственного образовательного стандарта (с оплатой за счет средств учебного заведения или работодателя с согласия последнего); выплачивать студенту, обучающемуся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов, государственную стипендию в размерах, определяемых законодательством России. Кроме того, учебное заведение обязуется на основе изучения потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах осуществлять работу по подбору организаций (работодателей) для реализации целевой контрактной подготовки и последующего трудоустройства студента и др.