Достаточно трудно заранее определить необходимые ресурсы и условия их использования для достижения синергии. Это можно делать либо приобретая собственный опыт в процессе перебора различных ресурсов в деятельности компании и дальнейшего отслеживания экономического или социального результата, либо используя опыт успешных компаний. Оценка синергетического эффекта может идти косвенно – как части (составляющей) экономической, социальной, организационной, технологической, правовой или идеологической эффективности. Прямые методы оценки синергетического эффекта находятся в стадии разработки.
Приведём набор типовых ситуаций, в какой-то мере характеризующих приближение деятельности компании к синергетическому эффекту:
– длительная и качественная работа оборудования без поломок;
– использование замороженных ресурсов, в том числе находящихся в личном пользовании;
– хорошее настроение в коллективе;
– снижение усталости работников;
– доверительные отношения между сотрудниками;
– поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда;
– сокращение технологического цикла;
– снижение сердечно-сосудистых, простудных и других заболеваний;
– частичный отказ от услуг сторонних организаций;
– благотворительная деятельность;
– постоянный спрос на продукцию;
– активное приобретение работниками акций своей компании;
– усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству;
– усиление интереса работников к повышению своей квалификации;
– выработка и поддержка традиций и ценностей организации;
– соотношение разработанных и принятых для внедрения рационализаторских предложений и изобретений;
– рост рационализаторских предложений по совершенствованию производства и управления в организации;
– сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества стратегических;
– устойчивость организации к небольшим возмущающим воздействиям;
– усиление технологической и организационной дисциплины и т.п.
Руководитель должен стремиться усиливать имеющиеся положительные ситуации и формировать недостающие.