- выгодное геополитическое расположение в центре Европы;
- достаточно благоприятные природно-климатические условия;
- качественное состояние и высокая производительность земельных угодий;
- значительные запасы минеральных ресурсов;
- развитый интеллектуальный и научно-технический потенциал;
- развитая сеть населенных пунктов;
- наличие территорий с высоким потенциалом социально-экономического развития;
- развитая инженерно-транспортная инфраструктура и значительная ее плотность.
В этом разделе предложено все территории определять по видам подавляющего использования.
Предложена следующая схема деления территорий (см. Приложение):
1) территории с интенсивной, преимущественно промышленной, городской жилищной и общественной застройкой (зона урбанизации), в том числе:
- с критическим уровнем производственно-градостроительного освоения (центральная часть Донбасс, города с населением более 500 тыс. человек, а также города Севастополь, Симферополь и Херсон, их пригородные зоны);
- с высоким уровнем производственно-градостроительного освоения (пригородные зоны Киева, Черкасс, Чернигова, Житомира, Винницы, Полтавы, Сум и Кировограда, районы, которые окружают центральную часть Донбасса);
- со средним уровнем производственно-градостроительного освоения (Красноперекопский, Керченский промышленные районы Автономной Республики Крым, Никопольский марганцеворудный бассейн и Западный Донбасс; территории, которые прилегают к областным центрам и развитым промышленным центрам с населением более 50 тыс. человек);
2) территории преимущественно агропромышленного производства и сельской застройки (зона сельского хозяйства);
3) территории и объекты природно-заповедного фонда, леса, водно-болотные угодья, земли водного фонда, рекреационного и оздоровительного назначения, другие естественные территории, важные для сохранения биологического и ландшафтного многообразия (зона национальной экологической сети);
4) территории (зоны) радиационного загрязнения, в том числе отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения, усиленного радиоэкологического контроля.
Предусматривается на территориях:
1) зоны урбанизации, в том числе:
- с критическим уровнем производственно-градостроительного освоения - жесткое регулирование градостроительного развития с первоочередной реструктуризацией экономической базы и экологическим оздоровлением территорий;
- с высоким уровнем производственно-градостроительного освоения - регулирование градостроительного развития с модернизацией экономической базы и экологическим оздоровлением территорий;
- со средним уровнем производственно-градостроительного освоения - регламентация градостроительного развития со стимулированием перестройки современной экономической базы и стабилизацией техногенных нагрузок;
2) зоны сельского хозяйства - обеспечение устоявшегося развития агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов, создание новых рабочих мест путем организации малых предприятий по переработке сельскохозяйственной;
3) зоны радиационного загрязнения, в том числе:
- отчуждения и безусловного (обязательного) отселения - запрещение всех видов хозяйственной деятельности, обеспечение соблюдения строгого природоохранительного режима и безусловного отселения жителей;
- усиленного радиологического контроля - запрещение строительства новых и расширение действующих экологически опасных предприятий, внедрение ограничения на строительство заведений отдыха.
Таким образом, вся территория Украины разделена на зоны, для каждой зоны определены направления ее развития.
В этом же разделе определены направления совершенствования систем расселения с целью развития населенных пунктов в соответствии с социальными стандартами проживания.
Например, для городов Киева, Харькова, Днепропетровска, Донецка, Одессы, Львова необходимо эффективное использование мощного социально-экономического потенциала и преимуществ географического положения с их развитием как центров хозяйственной активности. Для малых городов и поселков, которые являются центрами сельскохозяйственных районов, необходимо развитие социально-экономического потенциала, связанного с обслуживанием сельскохозяйственного производства и сельского населения. Для сел необходимо создание условий для производительной занятости и увеличения доходов сельского населения, необходимо обеспечить их дорогами и сетями водо-, газо- и энергоснабжения.
В разделе указаны территории, развитие которыхнуждается в государственной поддержке. К ним относятся территории, имеющие особую хозяйственную, экологическую, научную, эстетическую ценность. Это, в частности, территории с критическим уровнем производственно–градостроитель-ного освоения и природно-техногенной опасности и низким уровнем обеспеченности природными ресурсами – территории Донбасса, территории городов с населением более 500 тыс. человек (Киева, Харькова и др.), а также Севастополя, Симферополя и некоторых других.
Определены направления развития социальной инфраструктуры. В Законе записано, что «с целью обеспечения граждан жилищем и социально-культурным обслуживанием в соответствии с гарантированными государством социальными стандартами» необходимо «наращивание объема жилищного строительства с повышением его качества и показателя средней жилищной обеспеченности», «развитие сети заведений и учреждений в сфере здравоохранения, образования, культуры».
Уделено вниманиеразвитию инженерно-транспортной инфраструктуры.
В частности, в Законе записано:
«С целью удовлетворения потребностей населения и экономики в пассажиро - и грузоперевозках, в водных и энергетических ресурсах обеспечить:
- эффективное использование мощного транзитного потенциала страны с интеграцией ее транспортного комплекса в европейскую и мировую транспортно-коммуникационную систему;
- создание национальной сети международных транспортных коридоров, которое будет обеспечивать связь главных научно-производственных и социально-культурных центров Украины с другими странами и будет стимулировать развитие территорий, прилегающих к этим транспортным коридорам;
- строительство транспортных обходов городов с населением более 500 тыс. человек;
- интенсивное развитие скоростных видов электротранспорта, организацию скоростного движения пассажирских поездов с интеграцией сети железных дорог и автомобильных дорог Украины к европейской системе скоростных магистралей».
В Законе определены направления по формированию национальной экологической сети как составной частиВсеевропейской экологической сети. Выделим некоторые из этих направлений:
а) создание объектов природно-заповедного фонда на территориях, которые отвечают условиям обеспечения охраны особенно ценных естественных комплексов и объектов;
б) увеличение площади существующих территорий и объектов природно-заповедного фонда;
в) сохранение естественных ландшафтов на участках, которые имеют историко-культурную ценность;