рефераты по менеджменту

Менеджер по качеству

Страница
2

Необходимостью стало реформирование системы контроля (надзора) в связи с ее малой эффективностью. Примером этого является ситуация, когда Международная конфедерация обществ потребителей в течение полутора лет вела активную переписку с Госстандартом, для того чтобы убрать с рынка пожароопасные кипятильники. В результате товар все-таки вышел из рыночного оборота, а продавцы были наказаны. Но время пребывания опасной для потребителя продукции в продаже наводит на определенные размышления. Система штрафов вместо своевременного изъятия небезопасной продукции является существенным нарушением прав потребителя. Кроме того, из-за отсутствия четко сформулированных в законах правил проведения контроля происходит дублирование процедур оценки соответствия различными органами исполнительной власти.

Коррупционность и существование административных барьеров являются значительной преградой на пути развития бизнеса, в том числе малого и среднего. Частично это возможно преодолеть существенным снижением объема нормативных документов, устанавливающих правила сертификации и проведения контроля. При введении единого закона и проверяющая сторона, и проверяемая будут четко знать круг обязательных требований. Соответственно будет проще предпринимателям защищать свои права в суде, так как разобраться в небольшой нормативной базе проще, чем в существующем сейчас ворохе документов.

Курс на вхождение во Всемирную торговую организацию (ВТО) стал так же толчком к реформированию системы. Для вхождения необходимо соответствие требованиям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. А в нашей стране до сих пор действуют принципы, категорически не принимаемые на западе. Это такие принципы, как:

1) совмещение в одной организации функций по сертификации и аккредитации;

2) совмещение в одной организации функций органа государственного контроля и органа по сертификации;

3) внебюджетное финансирование государственного контроля,

Естественно, негативное влияние всех этих подходов не только на международной арене, но и на общероссийской сказывается давно и постоянно. В частности из-за этих нарушений большинство российских систем сертификации не признается за рубежом. Без сомнений, это приносит существенный урон отечественному производителю.

Принцип совмещение в одной организации функций по сертификации и аккредитации закреплен по ряду причин в законе «О сертификации продукции и услуг». Согласно ему организации, выполняющие работы по обязательной сертификации, - органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитуются на ведение данных работ теми же федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами возложена организация и проведение работ, т.е. центральными органами соответствующих систем сертификации.

Нарушение принципа совмещение в одной организации функций органа государственного контроля и органа по сертификации накапливалось исторически. Выполнять функции органа по сертификации при введении ее на территории России начали органы исполнительной власти (в том числе и органы контроля), что продолжается до сих пор. Это в равной мере относился к таким органам, как Госстандарт, Госсанэпиднадзор, Госветнадзор, Госпожнадзор России, время нередки были случаи, когда совмещались функции госинспектора и эксперта по сертификации. И хотя сейчас обязательно разделение таких функций по персоналиям, ставится вопрос о невозможности их совмещения в одной организации

Внебюджетное финансирование контроля появилось в связи с катастрофическим уменьшением перечисляемых государством средств. В результате чего надзор стал поддерживаться за счет оказания надзорными органами различных платных услуг. Если учесть, что выполняются в основном те услуги, за которыми и производится надзор, то такое «сращивание» является некорректным с правовой точки зрения. Естественно, что существующее положение вещей устраивает органы надзора.

Основные принципы закона

По словам Валентина Завадникова, председателя комитета по промышленной политике Совета Федерации, основную концепцию законопроекта можно сформулировать в пяти пунктах. Во-первых, закон предусматривает разделение добровольных и обязательных требований к продукции. относиться исключительно к параметрам безопасности, а добровольные – к потребительским достоинствам продукции. Во-вторых, требования к безопасности продукции должны быть собраны в специальных нормативных документах – технических регламентах, содержащих перечень обязательных для применения в отдельных отраслях и по отдельным видам деятельности требований. В-третьих, согласно конституционному принципу о допустимости ограничения прав и свобод граждан только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, все технические регламенты должны утверждаться в виде федеральных законов прямого действия. В-четвертых, в законопроекте предусмотрена схема декоммерциализации, т.е. максимального изменения разного рода коммерческих схем надзорных (контролирующих) органов, чтобы избежать коррупции и наладить поступление денежных потоков в бюджет. В-пятых, будет достигаться соответствие технических требований к продукции состоянию нашей экономики, учитывая финансовое положение страны и состояние основных фондов.

Обязательные требования должны быть собраны в технических регламентах, а добровольные – в стандартах. В соответствии с текстом закона технические регламенты:

- содержат только существенные требования по безопасности продукции, процессов ее производства, эксплуатации и утилизации, т.е. требования, которые реально необходимы для обеспечения безопасности продукции, не являясь в то же время избыточными;

- формулируют эксплуатационные, а не конструкционные характеристики изделий, давая производителю право самому выбирать ту или иную конструкцию или элемент конструкции, для того чтобы соответствовать этим эксплуатационным характеристикам;

- устанавливают процедуры оценки соответствия;

- используют стандарты в качестве законодательной базы.

Стандарты же должны:

- создавать доказательную базу выполнения соответствия техническим регламентам и процедур оценки соответствия продукции требованиям конкретных технических регламентов;

- содержать опережающие требования по качеству и безопасности продукции;

- способствовать идентификации продукции и выявлению контрафакта;

- способствовать внедрению инноваций;

- помогать предприятиям внедрять системы менеджмента качества и управления окружающей средой на базе серий ИСО 9000 и 14 000.

Разработчиком технического регламента или стандарта может быть любое лицо, при условии выполнения правил по разработке, установленных в Законе.

Декоммеризация закреплена в 3-ей статье Закона принципами, соответствующими международно признанным мировым принципам:

«недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов».

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту