- подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы документов внутренней бухгалтерской отчетности;
- обеспечению порядка проведения инвентаризаций;
- контролю за проведением хозяйственных операций, соблюдением технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;
- рациональной организации бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля;
- формированию и своевременному представлению полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах.
Начальник отдела кадров на данном предприятии выполняет следующие обязанности:
- планирует и организовывает работу отдела;
- осуществляет персональный и статистический учет работников предприятия;
- составляет отчеты по кадрам и обеспечивает их своевременное предоставление в вышестоящие органы;
- осуществляет своевременное оформление приказов о приеме, перемещении, увольнении, предоставлении отпусков и командировок работников предприятия;
- ведет персональный учет по штатно-должностной книге, личным делам, трудовым книжкам, личным карточкам работников, своевременно вносит в них изменения;
- регистрирует и заполняет трудовые книжки работников;
- следит за окончанием срока действия контрактов;
- оформляет и выдает справки и выписки из трудовых книжек работникам;
- формирует дела в соответствии с номенклатурой дел; готовит и сдает в архив личные дела уволенных работников;
- исчисляет общий и непрерывный стаж работникам и оформляет пенсионные документы.
Степень совершенства организационной структуры проявляется в быстродействии системы управления организацией и в высоких конечных результатах ее деятельности.
- показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы;
- показатели, характеризующие эффективность системы управления, выражающиеся через конечные результаты деятельности организации (объем производства, прибыль, себестоимость и т.п.) и затраты на управление;
- показатели, характеризующие содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда (текущие затраты на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления, а также единовременные расходы на исследовательские и проектные работы в области создания и совершенствования систем управления, на приобретение вычислительной техники и других средств, используемых в управлении, и т.п.). При оценке эффективности процесса управления применяются показатели, которые могут оцениваться как количественно, так и качественно. Эти показатели приобретают нормативный характер и могут использоваться в качестве критерия эффективности и ограничений, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей эффективности без изменения (ухудшения) остальных;
- показатели, характеризующие рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень, которые могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур (звенность структуры, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределение прав и ответственности).
Отдельные параметры эффективности организационной структуры можно определить, используя следующие коэффициенты:
Коэффициент эффективности организационной структуры управления:
КЭ = РП/ЗУ (2.1)
где РП – конечный результат (эффект), полученный от функционирования организационной структуры управления; ЗУ – затраты на управление (фонд заработной платы, расходы на содержание помещений, приобретение и ремонт средств оргтехники, прием передачу управленческой информации).
За 2008 год КЭ=34813,4 / 30721,4= 1,13
За 2009 год КЭ= 28900/ 26767,6 = 1,07
За 2010 год КЭ= 30917,5/ 29678,09=1,04
Расчет коэффициента эффективности организационной структуры управления за три года показал, что происходит снижение. На это снижение повлияло уменьшение прибыли. На данном предприятии все вопросы решал генеральный директор, поэтому происходила задержка принятия решений. Что показывает о необходимости совершенствования организационной структуры управления.
Коэффициент звенности:
КЗВ = ПЗВФ/ПЗВО (2.2)
где ПЗВФ – количество звеньев существующей организационной структуры; ПЗВО – оптимальное количество звеньев организационной структуры.
КЗВ = 6/8 = 0,75
Коэффициент территориальной концентрации:
КТК = ППРФ/П (2.3)
где ППРФ – количество организаций данного типа в регионе деятельности нашей организации; П - площадь региона, на которой функционирует все организации данного типа.
Площадь Ханты-Мансийского автономного округа составляет 996 тысяч квадратных километров, количество действующих предприятий в данной отрасли составляет
КТК = 18 / 996 тыс.км2 = 0,02
Так же для более детального анализа организационной структуры управления предприятием необходимо провести SWOT – анализ (Табл. 2.1) и оценку культуры организации (Табл. 2.2).
Перечень сильных сторон организации:
- наличие постоянных клиентов;
- высокое качество выполненных работ;
- осуществляется выплата материальной помощи работникам;
- стабильный коллектив инженерно-технических работников;
- расположение предприятия недалеко от крупнейшего транспортного узла города Донецка;
- квалифицированный персонал.
Перечень слабых сторон организации:
- отсутствие маркетинговых исследований;
- работы сдаются не в срок;
- нет широкой известности среди населения;
- высокая текучесть кадров;
- отсутствие свободных оборотных финансовых средств у предприятия в данный момент;
- низкая платёжеспособность украинского потребителя на протяжении многих лет.
Угрозы:
- низкая платежеспособность большей части населения;
- ограниченная возможность получения кредита в коммерческом банке;
- непродуманная политика в области внедрения новых технологий;
- нехватка квалифицированного персонала;
- угроза истощения резервных финансовых возможностей предприятия;
- непоследовательное, поспешное принятие законодательных актов властями страны.
Возможности:
- высокий и стабильный спрос на предоставление услуг;
- рост благосостояния отдельных категорий населения:
- отсутствие действительно сильных конкурентов организации;
- доверие клиентов.
Таблица 2.1 Матрица SWOT – анализа предприятия «КП Ворошиловский СЕЗ»
Возможности |
Угрозы | |
Сильные |
Высокое качество выполняемых работ и предоставления услуг приведет к повышению доверия клиентов предприятия. Отсутствие сильных конкурентов дает возможность для продвижения данного предприятия Осуществление активной маркетинговой политики руководством при небольшом количестве действительно сильных конкурентов организации привлечёт новых потребителей. |
Непоследовательное, поспешное принятие законодательных актов дезориентирует руководство и отрицательно влияет на возможности предприятия. В следствии высокой текучести кадров возможна нехватка квалифицированного персонала. |
Слабые |
Низкая платёжеспособность украинского потребителя и низкий уровень жизни основной массы населения страны не дают возможности существенно повышать цену. Не высокий технологический уровень базы предоставления услуг ограничивает возможности. |
Отсутствие маркетинговых исследований и незнание широкой общественности о виде деятельности данного предприятия может привести к потери клиентов либо снижению востребованости среди потребителей услуг. |