рефераты по менеджменту

Макросфера. Внешняя среда организации

Страница
3

Внешнеэкономические связи включают следующие направления и формы:

– внешнюю торговлю;

– международное производственное сотрудничество;

– инвестиционное сотрудничество;

– международное научно-техническое сотрудничество;

– экономическое и техническое содействие;

– валютно-финансовое сотрудничество.

Внешнеэкономическая деятельность фирмы – это деятельность, связанная с перемещением денег, товаров, капиталов, технологий, услуг через государственную границу.

Внешнеторговые цели экспорта фирмы:

– расширение производства, увеличение прибыли за счет захвата новых рынков;

– повышение иди поддержание организационно-техническою уровня производства под “прессом” международной конкуренции;

– достижение экономии на .масштабе производства;

– увеличение валютных ресурсов фирмы.

Цели импортера:

– Модернизация и расширение производственного аппарата фирмы;

– достижение экономии на замене оборудования, сырья отечественного производства более аффективной зарубежной продукцией;

– расширение производства, увеличение прибыли за счет захвата новых внутренних рынков;

– расширение ассортимента на национальном потребительском рынке.

Анализ экспортно-импортных возможностей фирмы входит в состав маркетинговых, предпроектных исследований.

Одним из важнейших направлений внешнеэкономической деятельности является экспорт (импорт) капитала. который осуществляется в двух формах: ссудной и предпринимательской.

Ссудная форма вывоза (ввоза) капитала связана с международными кредитами и займами. Международное кредитование осуществляется специализированными предприятиями—банками.

Предпринимательская форма вывоза (ввоза) капитала представляет собой международное; инвестирование, т.е. создание за границей совместных предприятий и филиалов фирмы.

Цели международного инвестирования:

1. Обход тарифных (таможенных) пошлин и ряда нетарифных протекционистских барьеров.

2. Использование разницы в стоимости ресурсов в разных странах, в т.ч. использование розницы в издержках производства.

3. Повышение конкурентоспособности и более активное, чем в случав внешней торговли, внедрение на рынки; использование эффекта внедрения на рынок не извне (торговля), а изнутри.

4. Вывоз капитала в обход не только таможенных барьеров, но и получение выигрыша по сравнению с национальными фирмами в области налогообложения, что при прочих равных условиях повышает конкурентоспособность предприятия как на внешнем рынке, так и на внутреннем с переводам полученной прибыли в страну базирования.

5. Получение помощи в налаживании выпуска технически сложной продукции.

6. Разовое получение новых технологии в расчете на их постоянный приток.

7. Решение проблемы обучения национальных кадров.

8. Получение финансовой выгоды по сравнению с импортом товаров и иностранными ссудами.

Вывоз капитала в предпринимательской форме может быть двух видов: прямые инвестиции и портфельные инвестиции.

Прямые инвестиции – это инвестиции, дающие право контроля над объектом вложения (если имеется контрольный пакет акций).

Портфельные инвестиции – это инвестиции, которые не обеспечивают контроль за объектом вложения Это связано, прежде всего, с торговлей технологиями.

Как завладеть той или иной технологией?

Путь 1. Купить образцы, развернуть обширные и потому дорогостоящие работы по исследованию этого материала, чтобы ответить на вопрос: "Как же это делают?

Путь 2. Купить у владельца права на использование его технологии, т.е. купить не товар, а технологию его производства. Если технология новая, то она запатентована с выдачей патента.

Патент – это документ, удостоверяющий право собственности лица на какое-либо изобретение или открытие. Получив патент на изобретение, компания вправе продать его, получив одноразовую прибыль, либо тиражировать его продажу, продавая право на временное использование патента.

Кроме того, возможна продажа и ноу-хау.

Ноу-хау (в переводе – знаю как) – технические или другие знания и практический опыт технического, коммерческого, финансового и иного характера, представляющие коммерческую тайну, которая не оформляется патентом. Ноу-хау может быть как независимым по отношению к патентам, так и необходимым для их использования. Ноу-хау может включать и не запатентованную информацию, недоступную для мировой общественности. Можно сказать, что ноу-хау – это детальное описание какой-либо технологии, понимаемой широко: не только как описание производственного процесса, но и описание проведения финансовых, коммерческих и др. операций.

Для использования патента или ноу-хау необходимо купить разрешение,

Готовность иностранного инвестора пойти на продажу лицензий предприятиям, капитал которых полностью или в основном принадлежит принимающей стороне, будет зависеть от уникальности и новизны этой технологии. Чем старше технология, тем больше вероятность, что она будет свободна от контроля капитала.

В областях, где технология уникальна и является монопольной для одной или немногих фирм, иностранный капитал будет вкладываться исключительно в форме прямых инвестиций. Более охотно идут на продажу лицензий фирмы, собирающиеся создавать собственную производственную базу в стране-покупателе.

Технология, как и любой другой товар, имеет свою цену. Существуют два вида технологических платежей:

1) роялти – периодические платежи за использование лицензии (доля или ставка роялти в %, чаше 3-5%)

2) паушальный платеж – единовременная оплата стоимости лицензии.

Купля-продажа капитала – очень сложная операция. Поэтому здесь нужен тонкий экономический расчет с учетом множества внешнеэкономических факторов. При заключении контракта нужно помнить, что расчет может быть наличными и в кредит. Если валюты недостаточно, возможны следующие варианты действий

а) бартер или простой товарообмен:

б) выкуп продавцом новой технологии у покупателя старой технологии, тогда последний платит только разницу;

в) компенсационное соглашение, когда оплата будет производиться продукцией, выпушенной с применением купленной техники;

г) компенсация наоборот, когда изготовителю поставляется сырье (например, древесина), а потом на эту сумму он получает продукцию (например, бумагу)

Анализ влияния факторов внешней среды

В практической части данной работы необходимо провести критический анализ влияния факторов существующей внешней среды на деятельность конкретной организации. Дать оценку позитивного и негативного влияния.

В связи с отсутствием реальных и полных данных о работе и взаимодействии с внешней средой какой либо организации, ничего не остается как провести теоретический анализ основанный на собственном понимании такого влияния.

В качестве примера, выберем для рассмотрения научно-исследовательское предприятия “Элемент”.

Предприятие “Элемент”, как одно из подразделений предприятия “Шторм” специализируется на разработке и производстве изделий по оборонным заказам. Как и многие предприятия ВПК данное предприятие – закрытое, т.е. его связь с внешней средой весьма ограничена. Эти ограничения связаны со спецификой заказов, выполняемых исследований. Но несмотря на все это предприятию необходимо поддерживать информационные, сырьевые, транспортные связи с внешней средой. Поэтому влияние основных факторов внешней среды незначительно, но имеет место.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту