Ко второму, и самому многочисленному типу, относится половина дам- предпринимателей «по случаю». Своё решение они приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств: по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации.
И, наконец, третий тип - предприниматели поневоле — женщины, которые оказались вынужденными в силу различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая малочисленная группа. Мотивация их выбора - реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне, например:
“надо было выкупать парикмахерскую, иначе она перешла бы в другие руки”.
На первый план выходят стремление к независимости и самостоятельности в работе, желание полнее раскрыть свои профессиональные способности и возможности, попробовать себя в новом деле.
Экономический интерес, как оказалось, выражен заметно слабее: на него указывают около трети женщин. При этом одна половина этой трети называет обеспеченную богатую жизнь, другая - отсутствие хоть каких-либо средств к существованию.
Престижные стимулы прихода в бизнес — элитарный круг общения, респектабельный, современный стиль жизни, блестящая карьера — влекут каждую третью женщину в эту сферу деятельности. Лишь каждая шестая пришла в бизнес под влиянием неблагоприятных финансовых обстоятельств. Возникает гипотеза, что терпящие экономический крах, безработные обездоленные женщины все же не являются основным источником пополнения рядов бизнес-леди. Они рекрутируются, как видно, в совсем другие сферы деятельности: уличную торговлю, работу по найму и пр.
Заметим, что социальные ожидания, связанные с приходом в бизнес, оправдались у каждой второй женщины, у каждой третьей - лишь частично, и совсем мала доля, не достигших своих целей.
Взаимоотношения с государственными органами, партнерами, конкурентами и подчиненными складываются у бизнес-леди весьма противоречиво.
В государственных органах они далеко не всегда находят защиту и опору. Только пятая часть бизнес-леди встречает с их стороны поддержку, а не противодействие. Далеко не во всем благополучно складываются отношения и с партнерами по бизнесу. “Выбор партнера - сама по себе трудность, и весьма значительная”. Ненадежность, нарушение договорных обязательств - наиболее частый изъян в партнере, на него указала половина опрошенных. Второй крупный недостаток партнера - отсутствие или недостаток профессионализма, третий - нечистоплотность в выборе средств, склонность к обману, надувательству.
Гораздо мягче, как оказалось, складываются отношения с конкурентами. Почти у половины женщин-менеджеров вообще нет проблем с конкурентами. Наоборот, есть желание наладить с ними партнерские отношения. “Пытаюсь поддерживать дружеские отношения, однако постоянно наталкиваюсь на нежелание работать в контакте» или вот другое мнение ~ «узость мышления конкурентов на рынке мешает нам идти к единой цели, отслеживая собственные интересы”. Отсутствие жесткой конкурентной борьбы в данном случае свидетельствует, как видно, о разреженности рынка в тех сферах деятельности, где работают бизнес-леди. В то же время четвертая часть указывает на дезинформацию, обман, нечистоплотность со стороны конкурентов.
Подчиненные также далеко не всегда удовлетворяют требованиям бизнес-леди. Лишь четвертая часть не встречает трудностей в данной области. Отсутствие инициативы, низкая трудовая дисциплина, недобросовестность - наиболее частые пороки подчиненных. «Не понимают, что это частная фирма и зарплата зависит от их труда», «привыкли получать зарплату независимо от результатов», «необходим постоянный контроль: ленятся, халтурят», «нет коллектива, каждый сам по себе”.
Стимулы | Барьеры | Разность | |
Социально-психологические | 94 | 32 | +62 |
Статусные | 47 | 25 | +22 |
Обстановка в стране | 14 | 58 | -44 |
Приведенные в таблице данные можно проинтерпретировать следующим образом. Во-первых, социально-психологические достоинства бизнес-леди существенно перекрываютих недостатки в занятиях предпринимательством. Иными словами, в социально-психологическом плане женщины оказываются наиболее подготовленными к бизнесу. То, что заложено природой, воспитанием - это присутствует в избытке. Достаточно в целом и «статусных» характеристик: подходящий возраст, образование, налаженные связи в деловом мире и пр. Иное дело социально-экономическое положение страны. Здесь минусы перевешивают плюсы, являясь самым сильным тормозом в развитии предпринимательства.
Большая часть бизнес-леди ощущает неравенство своих возможностей для достижения успеха в сфере предпринимательства по сравнению с мужчинами. Лишь треть полагает, что у мужчин и женщин шансы равные. Неравенство обусловлено, главным образом, существующими в обществе стереотипами. Во-первых, традиционным взглядом на женщину как на человека второго сорта, как на прислугу. “Мужчины не относятся к женщине как, к равному партнеру, приходится постоянно доказывать, что я лучше их”. Во-вторых, двойной нагрузкой - дом и работа. «Женщина ко всему еще и мать, и жена”.
На вопрос о том, встречаются ли женщины в своей предпринимательской деятельности с дискриминацией по полу, женщины делятся на две, примерно равные, группы. Одна из них сталкивается с этим неприятным социальным явлением довольно часто или время от времени, другая - не встречается совсем.
Не обнаружилось единства и в вопросе о том, должна ли в стране быть разработана специальная социальная политика по поддержке женского предпринимательства. Хотя больше половины бизнес-леди полагает, что женщины-предприниматели должны стать объектом специальной социальной поддержки со стороны правительства (как, впрочем, и все остальные группы женщин, занятые в других сферах деятельности), все же представительной оказалась и группа, которая полагает, что женщинам-предпринимателям не нужно устанавливать каких-либо особых прав. Есть и такое суждение: «Не умно устанавливать права по половому признаку”. Оно принадлежит молодой преуспевающей бизнес-леди со столичным университетским физико-математическим образованием.