Государство имеет возможность увеличить общий объем расходов на товары и услуги, чтобы создать новые рабочие места. При этом следует отметить, если рост расходов вызовет рост цен и заработной платы, то .это мало повлияет на уровень занятости.
Большая часть разницы выросшего спроса идет на компенсацию более высоких цен и заработной платы, а не на увеличение объема производства. Поэтому правительство идет на увеличение спроса неохотно из-за опасности инфляции[3].
Возникает еще одна проблема: довольно большая доля потребительских расходов идет на импорт товаров и услуг. Это означает, что создаются рабочие места не дома, а за границей.
Многие экономисты считают, что меры по регулированию доходов должны стать неотъемлемой частью любой политики: это сократит уровень безработицы. Если рост заработной платы и других доходов каким-то образом не ограничивать, увеличение общего спроса повлечет за собой скорее повышение заработной платы и цен, а не создание новых рабочих мест.
Программа профессиональной подготовки позволяет рабочим как можно быстрее получить работу. Различные правительственные программы обеспечивают подготовку безработных, молодежи, а также рабочих старших возрастов, чьи навыки со временем оказались недостаточными или устаревшими, как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях.
Программа содействия найму рабочей силы связана с предоставлением качественной информации о наличии рабочих мест, поступающей от потенциальных работодателей. Эта программа связана также с обеспечением географической миграции рабочих.
Одно из направлений политики занятости — социальная защита безработных. Социальная политика даст реальный эффект, если будет строиться на основе реальных возможностей экономики, будет исключено ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы.
Государственная социальная помощь должна быть избирательной и распределяться в зависимости от того, к какой группе безработных принадлежит претендент на ее получение. Например, добровольно безработный человек, который сделал свой осознанный выбор, несмотря на все усилия государства по его трудоустройству, не должен содержаться за счет средств, предназначенных для выплаты пособий по безработице.
Кроме перечисленных направлений политики занятости существует косвенное регулирование рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру в стране.
Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда – это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы.
Основными функциями биржи труда являются: учет безработных и оказание помощи в их трудоустройстве, контроль за установлением права на получение пособия по безработице и его утратой, обучение, переобучение и повышение квалификации безработных, изучение спроса и предложения рабочей силы и распространение информации об уровне занятости в разрезе профессий и территорий и другие функции. Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, конторы, общества и т.п.
Переход экономик стран СНГ к рыночным отношениям потребовал воссоздания бирж труда. Это обусловлено, с одной стороны, возникновением безработицы, а с другой стороны – структурной перестройкой экономик и необходимостью перераспределения рабочей силы между отраслями и регионами.
Следует заметить, что воссоздание бирж труда – это длительный процесс, ибо их функции не могут ограничиваться лишь регистрацией безработных и поисками им работы. Предстоит создать организационные, квалификационные и информационные структуры, способные решать задачи, возложенные на биржу труда.
Закон «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные условия, а также гарантии государства в реализации права на труд граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Законодательство в этой сфере осуществляется с учетом мирового опыта в регулировании занятости населения, международных конвенций.
Конституция Российской Федерации ориентирует политику государства в сфере занятости, в содействии реализации права граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость:
соблюдение добровольности труда, обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд;
поддержку трудовой и предпринимательскую инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;
координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
учет национальных, исторических особенностей при обеспечении занятости в местах проживания малочисленных народов и народностей;
обеспечение социальной защиты в области занятости, в т. ч. проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поисках работы, и материальной и иной поддержки граждан, которые не могут реализовывать свое право на труд в соответствии со своими способностями;
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения.
Задача государственной политики по регулированию занятости состоит в достижении полной занятости, а также в повышении уровня регистрируемой занятости, сокращении длительности безработицы и усилению стимулов к активному поиску рабочего места безработными.
Программа занятости ФСЗ определяет основные цели будущей политики в области занятости. Программа занятости включает достаточно широкую гамму мер в отношении лиц, затронутых политикой занятости - как безработных, так и тех, кому угрожает безработица. Трудоспособность граждан определяется двумя критериями: возрастом и состоянием здоровья. По общему правилу не допускается прием на работу лиц, моложе 15 лет. Для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя Верхний возрастной предел трудоспособности законодательством России не установлен.