Введение
Любая фирма функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С рынка фирма получает деньги и снова информацию – об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.
Кроме того, имеется еще одна замкнутая система, в которой компания является как бы принимающим звеном по отношению к поставщикам товаров. В ответ на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги.
В итоге фирма оказывается тесно связанной с тем, что в теории менеджмента принято называть внешней средой.
В условиях перехода России к рыночным отношениям каждое предприятие сталкивается с необходимостью анализа и оценки своей деятельности. Конкурентные преимущества предприятия определяются производством высококачественной продукции, которая будет иметь коммерческий успех в условиях конкуренции.
В отчете рассмотрены вопросы менеджмента и внешнего окружения организации и формирования конкурентных преимуществ предприятия.
Анализ конкурентных преимуществ ЗАО "Алтекс Группа-Компаний" г. Н. Новгород. Это предприятие представляет собой довольно благополучную компанию, отличающуюся от других предприятий города тем, что уже в течении 17 лет успешно работает в условиях становления российского рыночного хозяйства и представляет реальных пример использования своих конкурентных преимуществ для расширения своей торговой деятельности.
Коммерческая организация "АЛТЭКС – группа компаний", является закрытым акционерным Обществом и действует на основании Устава и законодательства. Первоначальное фирменное наименование юридического лица – Закрытое акционерное общество "Документ Центр – АЛТЭКС" изменено на фирменное наименование Закрытое акционерное общество "АЛТЭКС – группа компаний" по решению общего собрания акционеров (Протокол № 10 от 15 июня 2001г).
Место нахождения ЗАО "АЛТЕКС– группа компаний": Российская Федерация, 603022, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, д.5
Общество имеет два филиала:
1. Дзержинский филиал ЗАО "АЛТЭКС – группа компаний", расположенный по адресу: 606000, Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Гайдара, 60.
2. Павловский филиал ЗАО "АЛТЭКС – группа компаний", расположенный по адресу: 606130, Нижегородская область, г. Павлово, ул. Красноармейская, 33.
ЗАО "АЛТЭКС - группа компании" является коммерческой организацией, преследующей получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Целями деятельности компании являются также достижение до 2010 года лидирующих позиций по всем направлениям деятельности Компании в нижегородском регионе.
Основная бизнес-идея Компании: "АЛТЭКС – офисный интегратор".
Работа с клиентами направлена на формирование долгосрочных отношений. Продажа любой продукции имеет сервисную поддержку. Это позволяет гарантировать бесперебойную работу оборудования у клиентов. Постоянно работает "горячая линия" связи, по которой клиенты могут дать свою оценку качества товаров и услуг.
Основные бизнес-продукты Компании:
копировальная техника,
компьютеры,
мебель и ковровое покрытие,
услуги копирования,
полиграфия,
бумага,
канцелярские товары,
сувенирная продукция,
жалюзи,
упаковочные материалы.
В отчете, будет рассматриваться одно из подразделений компании – Центр Оперативной Печати (ЦОП), численный состав которой 16 человек.
Во время работы на предприятие постоянно действуют различные факторы, оказывая на него сильное влияние. Эти факторы делятся на внешние (связанные с внешним окружением фирмы: конкуренцией, потребителями, поставщиками, влиянием государственных органов, политической и экономической обстановкой) и внутренними (связанные с самой фирмой, ее целями, задачами, технологией работы, особенностями структуры и кадров, взаимоотношениями в коллективе).
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для предприятия.
Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает предприятию время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. По существу анализ внешней среды в процессе стратегического планирования заключается в ответе на три конкретных вопроса:
1) Где сейчас находится предприятие?
2) Где оно должно находиться в будущем?
3) Что необходимо сделать, чтобы предприятие переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где его хочет видеть руководство?
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие можно выделить в семь областей
Экономические факторы. Темпы инфляции или дефляции, уровни занятости, стабильность доллара, налоговая ставка. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
Политические факторы. Руководство предприятия должно следить за нормативными документами федеральных и местных органов; кредитами федерального правительства для финансирования долгосрочных вложений; за соглашениями по тарифам и торговли. Поскольку Правительство постоянно и активно принимает участие в деловых вопросах, для предприятий было бы разумным внимательно следить за политической деятельностью.
Рыночные факторы. Жизненные циклы различных товаров и услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли. В целом, анализ различных рыночных факторов дает возможность руководству уточнить его стратегии и укрепить позицию предприятия по отношению к конкурентам.
Технологические факторы. Анализ технологической внешней среды может по меньшей мере учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг.
Международные факторы. Угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков.
Конкурентные факторы. Ни одно предприятие не может себе позволить игнорировать фактические и возможные реакции своих конкурентов. В анализе конкурентов присутствуют четыре диагностических элемента:
1) анализ будущих целей конкурентов;
2) оценка текущей стратегии конкурентов;
3) обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные предприятия;
4) углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.