Таблица № 1
Виды стилей управления и оценка их совместимости ( на исследуемом предприятии)
Вид стиля вышестоящего руководителя |
Вид стиля нижестоящего руководителя |
Оценка совместимости, несовместимости стилей |
1. Авторитарный 2. Авторитарный 3. Авторитарный |
Демократический Авторитарный Либеральный |
ТС Н ТС |
ТС - трудно совместимые стили;
Н - несовместимые;
ТС - трудно совместимые.
Из таблицы видно, что управляющие линейных служб завода трудно совместимы, либо не совместимые по стилю руководства с директором завода, более того, в коллективе сложилась крайне взрывоопасная ситуация. Ведущие специалисты уходят с завода, смена руководства положительных результатов не дает. Выход видится в одном - убедить директора изменить свой стиль руководства, делегируя часть своих полномочий своим заместителям.
Программой разработана методика выявления отношения подчиненных к руководителю, анализ которой позволил подтвердить рабочую гипотезу.
Методика предполагает шкалу, включающую 24 вопроса. Некоторые из них представлены ниже:
1. Руководитель хорошо знает, как способен работать каждый из его подчиненных.
2. Мне трудно ладить с руководителем.
3. Руководитель единолично принимает решения, которые отнюдь не способствуют эффективной работе предприятия.
4. Руководитель наказывает за малейший сбой в работе.
Ключ для обработки шкалы
Профессиональные качества |
+ 1 |
+4 |
+7 |
+10 |
-13 |
-16 |
+19 |
+22 |
Эмоциональные качества |
-2 |
-5 |
+8 |
+11 |
+14 |
-17 |
-20 |
+23 |
Поведенческие качества |
+3 |
+6 |
-9 |
+12 |
-15 |
+18 |
+21 |
-24 |
Ответ на каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Знак ”-” в ключе меняет ответ опрашиваемого на обратный. Ключ не дается опрашиваемому, и он не знает, где будет взят в обработку ответ с его знаком, а где с обратным.
В результате обработки данных исследований были выявлены следующие индивидуальные и коллективные показатели отношения подчиненных к руководителю.
Таблица № 2
Характер межличностных отношений руководителя с подчиненными |
Виды отношений | ||
Гностический ( проф. уровень руководителя) |
Эмоциональный |
Поведенческий | |
Очень благоприятный (7-8 баллов) | |||
Достаточно благоприятный (5-6 б.) | |||
Средний (4 б.) |
1, 4, 8, 9 |
2, 4, 10 | |
Ниже среднего (2-3 б.) |
3, 2, 6, 7, 10 |
3, 6, 7, 8, 5 |
1, 5, 8, 10 |
Неблагоприятный ( 0-1 б.) |
5 |
1 |
2, 3, 4, 7, 9 |
Номерами обозначены подчиненные, принимавшие участие в исследовании.
Из таблицы видно, что с подчиненными у руководителя отношения напряженные в эмоциональном и личностном плане. Профессиональная деятельность нынешнего руководителя оценивается как средняя, а это значит, что директор перестал расти профессионально, а его опыт в настоящее время уже недостаточен.
Мероприятия по устранению недостатков в стиле управления директора завода “N”
1. Оптимизировать организационную структуру управления с ориентацией всех подразделений на улучшение психологического климата в коллективе.
2. Предложить руководителю план действий по внесению корректив в свой стиль руководства :
а) при принятии управленческого решения разъяснять его подчиненным;
б) принимать решения, советуясь с подчиненными;
в) не бояться корректировки управленческих решений, используя консультации с подчиненными;
г) руководитель излагает проблему, получает советы и рекомендации подчиненных, на основе которых принимает решение;
д) руководитель устанавливает рамки, в пределах которых подчиненные сами принимают решения.
3. Создать проблемно - ориентированную команду, способную вывести предприятие из кризиса.
Итак, рабочая гипотеза подтверждена вышеуказанными фактами в результате исследования. Однако, для оптимистического прогноза есть все основания: директор готов на контакты со своими подчиненными, он реально и критически оценил свой стиль руководства, отметив ряд недостатков, которые ему присущи. Он согласился с перечнем тех рекомендаций ( мероприятий), которые были предложены ему в конце исследования. Кроме того, руководитель не против посещения занятий, организованных консалтинговой фирмой, по вопросам психологии и особенности управленческой деятельности на современном этапе.
[1] Веснин В.Р. Основы менеджмента : Учебник / Институт междунар. права и экон-ки. - 2-е изд. - М.: Триад лтд, 1997. - с. 94
[2] Веснин В.Р. Основы менеджмента : Учебник/ Институт междунар. права и экон-ки. - 2-е изд. -М.: Триад лтд, 1997. - с. 95