В отличие от большинства стандартов ISO, предъявляющих крайне специфические требования к определенному изделию, материалу или процессу. Требования семейства стандартов ISO 9000 являются общими, то есть могут быть применены к любой организации, большой или маленькой, независимо от продукта ее деятельности, и независимо от того, является ли предприятие производственной или торговой фирмой, государственным учреждением или ведомством.
И, конечно же, внедрения СМК обладает рядом преимуществ. Решение о внедрении СМК на основе ISO 9000 является стратегическим решением высшего руководства компании. Внедряя СМК, компания получает:
- непрерывный контроль ключевых бизнес-процессов, позволяющий повысить эффективность деятельности компании, и, следовательно, увеличить прибыль;
- гарантию надежности выполнения требований Заказчика, а следовательно - повышение рыночной привлекательности;
- улучшение управления рисками;
- расширение экспортных возможностей;
- конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках;
- возможность реализовывать продукцию по мировым ценам на аналогичную продукцию;
- возможность сотрудничества с иностранными партнерами (в том числе получение инвестиций);
- преимущества перед конкурентами при участии в тендерных торгах;
- возможность привлечь иностранных и российских инвесторов;
- облегчение управления всей деятельностью предприятия;
- снижение непроизводственных затрат;
- повышение качества продукции или услуг;
- усовершенствование системы управления и повышение эффективности работы сотрудников на всех уровнях.
Внедрение Системы Менеджмента Качества на малом предприятии преследует следующие цели;
- повысить удовлетворенность клиента,
- непрерывно совершенствовать работу в достижении этих целей.
Система менеджмента качества является важной частью системы общего менеджмента организации и отвечает на все вопросы с точки зрения руководства и управления. Руководство организацией включает менеджмент качества, наряду с другими направлениями менеджмента. Ключевой для целей общего руководства является представление объекта в виде сети процессов, определяющих его миссию. Действительно, каждая организация или система создаются для того, чтобы что-то делать (создавать добавленную стоимость). Прежде всего " .организации должны определить свои системы и входящие в них процессы для того, чтобы можно было четко понимать, управлять и улучшать эти системы и процессы. Руководство должно обеспечить эффективную работу и управление процессами, измерениями и данными, используемыми для установления удовлетворенности деятельностью".
В соответствии с идеологией стандартов ИСО семейства 9000 системы менеджмента качества в контрактных ситуациях являются объективным доказательством того, что организация способна стабильно поставлять продукцию, отвечающую обязательным требованиям и требованиям потребителей, а также неуклонно повышать удовлетворенность потребителей. Требование стандартов о представлении системы менеджмента качества в виде сети процессов является необходимым и достаточным условием ("проекцией") обеспечения ее "прозрачности" для оценки первой, второй и третьей сторонами, доказательством потенциальной стабильности качества продукции и услуг. Определение, идентификация процессов и их взаимодействие являются "объективным доказательством" того, что они находятся под контролем, т.е. в управляемых условиях.
Международные стандарты ИСО семейства 9000 версии 2000-го года направлены на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей благодаря выполнению их требований. Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Применение в организации системы процессов, наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться "процессным подходом". Преимущество данного процессного подхода заключается в "тотальном управлении, которое охватывает как отдельные процессы внутри системы процессов, так и их комбинации и взаимодействия. Причем очень существенна "…непрерывность управления" которую процессный подход обеспечивает на стыке между отдельными процессами в рамках системы процессов, а также при их комбинации и взаимодействии.
При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
- понимания требований и соответствия им;
- необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;
- достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
- постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
Системы менеджмента качества рассматриваются как часть общей системы руководства организацией, целью которой является эффективность и результативность работы компании. Качество конечной продукции определяется качеством процессов. Менеджмент качества в рамках системы качества сводится к руководству сетью процессов организации, которые "формируют" качество конечной продукции. В этом и состоит системный подход к руководству качеством, которое в свою очередь, определяет конкурентоспособность организации. Процедуры руководства качеством основных процессов предполагают прежде всего комплексное решение задач планирования, обеспечения, управления и улучшения качества каждого процесса и сети процессов в целом, образующих так называемый цикл управления, который базируется на развертывании подсистемы сбора, анализа и обобщения данных о качестве, выработки и принятии решений, организации корректирующих и предупреждающих воздействий и контроля их эффективности. В результате менеджмент качества в организации представляет собой довольно сложную систему взаимосвязанных процедур, "обслуживающих" сеть процессов, определяющих качество конечной продукции. Этот аспект особо подчеркивается и положен во главу угла в стандартах ISO семейства 9000:2000 года
Оговорим порядок проведения работ по внедрению Системы менеджмента качества:
1. Нулевой этап, анализ состояния и подготовка.
Высшее руководство предприятия должно принять решение о создании и внедрении СМК в соответствии со стандартом ISO 9001. Такое решение должно быть принципиальным и ответственным от имени собственников предприятия. Его следует включить в стратегические планы развития предприятия. Принятие решения о разработке СМК требует в первую очередь выяснения руководством предприятия следующих вопросов:
- с какой целью внедряется СМК;
- какая модель СМК наиболее подходит предприятию;
- какие ресурсы могут быть выделены для разработки системы и обучения персонала;
- кто будет обеспечивать разработку системы;
- какие сроки желательны для введения системы в действие;