3. Психологические факторы, влияющие на формирование стиля руководства. Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:
- Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
- Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
- Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.;
- Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.
4.Способы реализации стиля руководства в коллективе.
o Жесткий стиль (автократический, директивный, административный)
Жесткий стиль эффективен в сложных и стрессовых ситуациях, в которых необходимо проявить власть и подчинение. Данный стиль результативен в организациях с четкой дисциплиной и жесткой структурой иерархии, а также при значительном разрыве в уровне профессионализма руководителя и подчиненных.
o Мягкий стиль управления (либеральный, свободный, благодушный, не вмешивающийся)
Мягкий стиль применим исключительно в коллективах в высоким творческим потенциалом и при отлаженном, стабильном производственном процессе.
o Партнерский стиль управления (демократический, коллективный) —
Партнерский стиль успешно применим в научно-исследовательских и творческих коллективах, а также при наличии высокого, неоспоримого авторитета руководителя в работающей команде. Такой руководитель часто держится в своем коллективе не как начальник, а как партнер, соратник, а группа сотрудников выступает в качестве единомышленников.
Во второй главе были проведены анализ влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе малого бизнеса и статистическая обработка данных. Объектами исследования в нашей курсовой работе были три компании сферы торговли, магазины: «Орбита», «Продукты», «Глобус». Для подтверждения гипотезы, о том, что характеристики психологического климата будут качественно различаться при различных стилях руководства коллективом и, проведенного исследования нами использовались следующие методики: для изучения стиля руководства – «Методика определения стиля руководства трудовым коллективом; для определения психологического климата - «Удовлетворенность работой», «Оценка социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям».
В результате были получены следующие выводы:
При анализе стиля руководства полученные данные обрабатывались с помощью количественного анализа, а также метода корреляции.
Мы выяснили, что присутствуют средняя корреляционная связь между результатами теста «Удовлетворенность работой» и теста«Определение стиля руководства коллективом», и средняя корреляционная связь между результатами теста «Оценка социально-психологического климата» и методикой «Определение стиля руководства коллективом»
В соответствии с этим можно утверждать, что стиль руководства влияет на такие характеристики как удовлетворенность работой и социально- психологический климат в коллективе.
В соответствии с полученными результатами были выявлены 3 стиля руководства: авторитарный – характерен для руководителя магазина «Орбиты»; либеральный – характерен для руководителя магазина «Продукты»; демократический – характерен для руководителя магазина «Глобус». Каждый из этих стилей формирует своеобразные отношения в коллективе, прямо влияет на эффективность работы коллектива.
Представленная в работе информация о влиянии управленческого стиля на характер удовлетворенности трудом, психологический климат, как важнейших составляющих мотивации работников на качественное выполнение работы, будет полезна для повышения авторитета руководителя и эффективность его работы. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис.7 Сравнительный анализ средних по методике «Оценка социально-психологического климата по полярным профилям»
Таб. 6 Данные по результатам исследования коллектива и руководства в организациях.
Магазин Продукты |
Магазин Глобус |
Магазин Орбита | |||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
46 |
14 |
К |
32 |
21 |
Д |
28 |
16 |
А |
2 |
49 |
16 |
П |
42 |
18 |
Д |
22 |
15 |
А |
3 |
52 |
16 |
К |
42 |
20 |
Д |
28 |
18 |
А |
4 |
45 |
17 |
П |
34 |
20 |
К |
28 |
17 |
Д |
5 |
57 |
15 |
П |
34 |
18 |
Д |
29 |
14 |
А |
6 |
51 |
14 |
К |
41 |
17 |
Д |
29 |
16 |
А |
7 |
47 |
16 |
П |
41 |
17 |
Д |
30 |
18 |
А |
8 |
47 |
16 |
К |
40 |
18 |
К |
30 |
19 |
А |
9 |
58 |
14 |
П |
43 |
18 |
Д |
31 |
14 |
Д |
10 |
57 |
14 |
П |
42 |
19 |
Д |
24 |
16 |
Д |
11 |
36 |
19 |
К |
25 |
17 |
А | |||
12 |
36 |
21 |
Д |
25 |
17 |
А | |||
13 |
33 |
16 |
Д |
26 |
17 |
А | |||
14 |
33 |
21 |
Д |
24 |
17 |
Д | |||
15 |
41 |
18 |
Д |
24 |
17 |
А |