Поддержку созданию НИОКР можно осуществлять путем целенаправленного направления финансовых ресурсов в эту сферу, например, законодательно закрепить направление в сферу НИОКР доли бюджетных расходов на уровне в 2% ВВП с выходом к 2010 г. на уровень 4-5% ВВП. Следует освободить от налогов затраты на НИОКР.
Что касается развития новых технологий, то можно перечислить следующие меры:
- выявление и поддержка технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества;
- разработка федеральных программ по развитию и распространению ключевых технологий;
- создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР;
- формирование механизма стимулирования передачи технологий из военного в гражданское производство - аналог ДАРПА в США;
- разработка и реализация программ развития технополисов;
- субсидирование импорта новых иностранных технологий;
- государственные закупки современной техники (в том числе и импортной) и передача ее в лизинг предприятиям для модернизации основных фондов.
Наконец, необходима поддержка в освоении НИОКР (внедрении технологий). Следует перейти от финансирования научных организаций к финансированию конкретных НИОКР, к ориентации на предприятия. От финансирования НИОКР впоследствии надо будет перейти к их поддержке (субсидии, налоговые отсрочки, льготные кредиты), отбирая наиболее перспективные проекты.
[1] Перевалов Ю.В. и др. Инновационные программные территории: методология создания и перспективы развития. Екатеринбург, УрО РАН , 1998, с.19.
[2] Финансово-экономический механизм государственной поддержки инновационной активности и его региональные формы, М.: Изд-во РАГС, 1997, с.16.
[3] А.Вольский. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития.// Вопросы экономики, 1999, № 1, с.5.
[4] А.Вольский. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития.// Вопросы экономики, 1999, № 1, с.6