Тем не менее, конкурентоспособность фирмы или предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.
Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат. Определяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и экономический эффект.
В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.
Эффективность определяется через соотношение результата (эффекта) и затрат.
Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технический комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука - производство". Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.
В 80-е годы в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась, прежде всего, в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.
Особенно заметно эти тенденции проявляются в инновационном менеджменте у американских машиностроительных ТНК, которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции высокой технической сложности (радиоэлектронная техника, особенно ЭВМ и микропроцессоры, авиакосмическая техника, энергетическое оборудование, средства автоматизации и др.) Они стремятся за счет монополизации выпуска таких изделий обеспечить быструю амортизацию капитала и сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и оборудования. Одновременно они стремятся к значительному снижению издержек производства в традиционных отраслях машиностроения в целях повышения их конкурентоспособности.
Прибыль организации от инновационной деятельности (при соблюдении законодательства) | ||||||
Экономический эффект от осуществления инноваций в организации | Экономический эффект от продажи новшеств собственной разработки и покупных | |||||
| ||||||
Экономический эффект | Научно-технический эффект | Социальный эффект | Экологический эффект | |||
§ прибыль от лицензионной деятельности § прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау § прирост объема продаж § улучшение использования производственных мощностей § сокращение срока окупаемости инвестиций § сокращение сроков капитального строительства § улучшение использования ресурсов: рост производительности труда, повышение фондоотдачи, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др. |
§ количество зарегистрир-ованных авторских свидетельств § увеличение удельного веса новых информационных технологий § увеличение удельного веса новых прогрессивных технологических процессов § повышение коэффициента автоматизации производства § повышение организационного уровня производства и труда § рост количества публикаций (индекса цитирования) § повышение конкурентоспособности органи-зации и ее товаров на рынках промышленно развитых стран |
§ прирост дохода работников организации § повышение степени удов-летворения физиологических потребностей работников § повышение степени безопасности условий труда работников § повышение степени удов-летворения социальных и духовных потребностей § увеличение рабочих мест § повышение квалификации работников § улучшение условий труда и отдыха § увеличение продолжи-тельности жизни работников и членов их семей |
§ снижение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов § снижение отходов произ-водства § повышение эргоно-мичности производства § улучшение экологичности выпускаемых товаров § улучшение эргоно-мичности (уровень шума, вибрации и т.д.) выпускаемых организацией товаров § снижение штрафов за нарушение экологического законодательства и других нормативных документов |
Рисунок 1. Система показателей эффективности инновационной деятельности
Таблица 1.
Влияние интенсивности и масштабов нововведений на организационную структуру управления
Интенсивность и масштабы нововведений |
Организационные нововведения |
Освоенная продукция Освоенная технология Освоенный рынок |
Совершенствование продукции может осуществляться в рамках существующей организации |
Новая продукция Освоенная технология Освоенный рынок |
Разработка продукции может осуществляться в рамках существующей организации, в подразделениях НИОКР создается новая проектная группа |
Освоенная продукция Освоенная технология Новый рынок |
Существующая организация практически не изменяется, на службу маркетинга возлагается задача изучения нового рынка, может быть образована новая группа сбыта |
Новая продукция Освоенная технология Новый рынок |
Может быть организована группа новой продукции, укомплектованная за счет персонала служб НИОКР и маркетинга, либо новые группы НИОКР и сбыта; изготовление новой продукции может осуществляться на имеющихся производственных мощностей |
Новая продукция Новая технология Освоенный рынок |
Может быть организована группа новой продукции из персонала служб НИОКР, производства, в своей деятельности она использует службы маркетинга и сбыта |
Новая продукция Новая технология Новый рынок |
Новое направление хозяйственной деятельности требует совершенно новой организации в форме подразделения с венчурным финансированием, либо нового отделения, дополняющего существующую организационную структуру |