рефераты по менеджменту

Виды, классификация инноваций. Инновационная деятельность

Страница
6

Тем не менее, конкурентоспособность фирмы или предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат. Определяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и экономический эффект.

В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.

Эффективность определяется через соотношение результата (эффекта) и затрат.

Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технический комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука - производство". Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.

В 80-е годы в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась, прежде всего, в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.

Особенно заметно эти тенденции проявляются в инновационном менеджменте у американских машиностроительных ТНК, которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции высокой технической сложности (радиоэлектронная техника, особенно ЭВМ и микропроцессоры, авиакосмическая техника, энергетическое оборудование, средства автоматизации и др.) Они стремятся за счет монополизации выпуска таких изделий обеспечить быструю амортизацию капитала и сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и оборудования. Одновременно они стремятся к значительному снижению издержек производства в традиционных отраслях машиностроения в целях повышения их конкурентоспособности.

 

Прибыль организации от инновационной деятельности (при соблюдении законодательства)

 

Экономический эффект от осуществления

инноваций в организации

Экономический эффект от продажи новшеств собственной разработки и покупных

Экономический эффект

Научно-технический эффект

Социальный эффект

Экологический эффект

§ прибыль от лицензионной деятельности

§ прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау

§ прирост объема продаж

§ улучшение использования производственных мощностей

§ сокращение срока окупаемости инвестиций

§ сокращение сроков капитального строительства

§ улучшение использования ресурсов: рост производительности труда, повышение фондоотдачи, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др.

§ количество зарегистрир-ованных авторских свидетельств

§ увеличение удельного веса новых информационных технологий

§ увеличение удельного веса новых прогрессивных технологических процессов

§ повышение коэффициента автоматизации производства

§ повышение организационного уровня производства и труда

§ рост количества публикаций (индекса цитирования)

§ повышение конкурентоспособности органи-зации и ее товаров на рынках промышленно развитых стран

§ прирост дохода работников организации

§ повышение степени удов-летворения физиологических потребностей работников

§ повышение степени безопасности условий труда работников

§ повышение степени удов-летворения социальных и духовных потребностей

§ увеличение рабочих мест

§ повышение квалификации работников

§ улучшение условий труда и отдыха

§ увеличение продолжи-тельности жизни работников и членов их семей

§ снижение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов

§ снижение отходов произ-водства

§ повышение эргоно-мичности производства

§ улучшение экологичности выпускаемых товаров

§ улучшение эргоно-мичности (уровень шума, вибрации и т.д.) выпускаемых организацией товаров

§ снижение штрафов за нарушение экологического законодательства и других нормативных документов

Рисунок 1. Система показателей эффективности инновационной деятельности

Таблица 1.

Влияние интенсивности и масштабов нововведений на организационную структуру управления

Интенсивность и масштабы нововведений

Организационные нововведения

Освоенная продукция

Освоенная технология

Освоенный рынок

Совершенствование продукции может осуществляться в рамках существующей организации

Новая продукция

Освоенная технология

Освоенный рынок  

Разработка продукции может осуществляться в рамках существующей организации, в подразделениях НИОКР создается новая проектная группа

Освоенная продукция

Освоенная технология

Новый рынок  

Существующая организация практически не изменяется, на службу маркетинга возлагается задача изучения нового рынка, может быть образована новая группа сбыта

Новая продукция

Освоенная технология

Новый рынок  

Может быть организована группа новой продукции, укомплектованная за счет персонала служб НИОКР и маркетинга, либо новые группы НИОКР и сбыта; изготовление новой продукции может осуществляться на имеющихся производственных мощностей

Новая продукция

Новая технология

Освоенный рынок  

Может быть организована группа новой продукции из персонала служб НИОКР, производства, в своей деятельности она использует службы маркетинга и сбыта

Новая продукция

Новая технология

Новый рынок  

Новое направление хозяйственной деятельности требует совершенно новой организации в форме подразделения с венчурным финансированием, либо нового отделения, дополняющего существующую организационную структуру

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту