рефераты по менеджменту

Введение в экономическую теорию

Страница
5

Демография и здравоохранение – резервная база и регулярное воспроизводство населения, меры, проводимые на территории РФ, направленные на “улучшение” состояния здоровья граждан как фактор, определяющий “начало всех начал” (т.е. без населения нет смысла ни в политике, ни в экономике);

Этот небольшой список был выделен как основополагающий для дальнейшего детального анализа (в основной части работы) и последующего обоснованного прогнозирования по соответствующим пунктам. Главная задача данной работы - наиболее умело и объективно спрогнозировать комплексное будущее России как субъекта, включенного в целостную мировую систему государств, - на начало ХХI века.

Российское общество сегодня: проблемы, противоречия, поиски путей развития.

Российское общество, как и любое другое, имеет на период 90-х годов свои проблемы. В данном разделе мы ознакомимся с существующей проблематикой в сфере экономики, политики, демографии и другие. Наше российское общество много унаследовало от уже ушедшего советского, но в тоже время по воли наших новых “реформаторов” оно превращается в зыбкую систему, имеющую начало, но конец может быть фатален. Главная политическая проблема исходит от властвующих кругов всех рангов. По воли президента и солидарного ему правительства в начале 90-х годов началось всеобщее “одурачивание” российских граждан различными приватизациями, акционированиями, финансовыми пирамидами и другими, что имело первоцель опустошить казну рядовых граждан. Политическое безвластие, к которому мы пришли в конце 90-х годов, политика “прихватизации”, высокая степень коррумпированности государственных служащих правящей верхушки — есть то, что породило финансовый кризис, обвал финансовой системы и другие острые экономические проблемы. Большим экономическим просчетом можно считать принятие долгов бывших стран СССР на себя Россией, что сейчас является одной из причин пребывания страны в “экономической яме”.

Что в качестве товара рассматривала марксиская теория?

К. Маркс начинает исследование закономерностей развития капиталистического общества с анализа товара. Первая глава I тома "Капитала" открывается словами: "Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, является огромным скоплением товаров, а отдельный товар - его элементарной формой". Затем дается определение товара, и рассматриваются его свойства, противоречия. Желающим более глубоко ознакомиться с традиционным анализом товара и денег рекомендуем обратиться к учебнику политэкономии любого издания. Мы же предпримем попытку рассмотреть эти понятия через призму реальной экономики. Основу экономики образуют два фундаментальных положения: безграничность материальных потребностей общества (его индивидов и институтов) и ограниченность экономических ресурсов, т.е. средств для производства товаров и услуг. Потребители желают приобрести и использовать товары и услуги, удовлетворить свои потребности в них. Перечень таких товаров и услуг поразительно широк. и он непрерывно приумножается. Материальные потребности, подобно кроликам, обладают высоким коэффициентом воспроизводства. И в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных потребностей. Предприниматель (частный, коллективный или государственный) берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров или услуг. Созданный им продукт должен удовлетворить личную или производственную потребность других людей, быть полезным для них. Полезность придает вещам или услугам потребительную стоимость. Ресурсы предоставляются предпринимателям в обмен на денежный доход. На производство товаров и услуг затрачиваются, таким образом, материальные ресурсы (прошлый труд) и живой труд людей, занятых в данном производстве. Воплощенный в товаре общественный труд и образует его стоимость. Он проявляется при обмене товаров. А сам товар выступает как неразрывное, хотя и противоречивое единство двух своих сторон: потребительной стоимости. Советская экономическая наука базировалась на трудовой теории стоимости К. Маркса. Ее смысл заключается в том, что всякий товар есть продукт человеческого труда, и величина его стоимости определяется общественно-необходимым трудом, затраченным на его производство. Величина этого труда определяется средним временем на производство товара при данном среднем уровне развития производительных сил, при среднем уровне умелости и интенсивности труда. В реальной экономике ни общественно-необходимого труда, ни усредненного рабочего времени не существует. Здесь господствуют конкретный труд и определенное время в часах и минутах. Любой товаропроизводитель, предлагая покупателю свой товар, рассчитывает на получение такой цены, которая бы возместила ему понесенные расходы (издержки производства) и принесла определенную, при том не меньшую, по сравнению с другими бизнесменами, прибыль. Прибыль выступает как доход на затраченный самим предпринимателем труд.

В теории трудовой стоимости выражена позиция продавца. но ведь покупателю нет никакого дела до "чужих" издержек производства и сбыта. Он оценивает товар по своим критериям, ценностью того, чем необходимо пожертвовать для приобретения данного товара. Выходит, покупатель определяет стоимость блага своими затратами. Это есть альтернативная стоимость, понятие которое связывает воедино закон спроса и принципы, управляющие предложением. Высокие цены за билеты на концерты эстрадных "звезд" объясняются не высокими затратами общественно необходимого труда, а готовностью людей пожертвовать многим ради "билетика".

Противоречивость позиций продавца и покупателя блага в марксистской теории получила свое разрешение в определении стоимости как "определенном общественном отношении", в несовпадении цены блага с его стоимостью. Стоимость есть лишь основа, вокруг которой колеблются цены в зависимости от изменения соотношения между спросом и предложением. Эта проблема будет рассмотрена в отдельной лекции. На протяжении более ста лет не утихает дискуссия вокруг трудовой теории стоимости и механизма ценообразования. Нет единства и в определении товара. К. Маркс рассматривает товар как внешний предмет, вещь, способную удовлетворять ту или иную потребность человека, обмениваться в определенных количественных пропорциях на другие вещи. В основе первого свойства товара лежит его полезность. Без этого свойства всякое передвижение вещи от одних лиц к другим оказывается бессмысленным. Вторая ценность товара заключается в его обмениваемости на другие полезные вещи.

Что лежит в основе приравнивания одного товара к другому?

Здесь подход разный. Но в начале о самом товаре. Под благом вообще принято считать способность предметов удовлетворять потребности человека. Сторонники неоклассического направления в экономической теории разграничивают блага на экономические и неэкономические. К последним относят то, что имеется в неограниченном количестве и доступно для каждого человека вне всякого обмена. Действительно, когда-то можно было застрелить зайца и сделать из него жаркое. Зайцев-то было много. То, что сегодня имеется в неограниченном количестве никак нельзя назвать неэкономическими благами и просто благом. Опасно для жизни.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту