Результаты оценки обсуждаются экспертами после выполнения всех упражнений по оценке на итоговой сессии, на которой наблюдатели сопоставляют свои оценки по каждому аттестуемому.
Такой метод аттестации кадров органов государственной власти позволяет обеспечить:
объективность оценки аттестуемых;
использование достаточно адекватных критериев оценки;
выявление как индивидуальных качеств аттестуемых, так и их потенциальных возможностей;
получение аттестуемыми более полного представления о своих профессиональных, деловых и личностных качествах и направлениях их дальнейшего развития.
К основным недостаткам этого метода аттестации следует отнести его достаточно высокую трудоемкость и продолжительность по времени. Для использования при аттестации управленческих кадров метода центра оценки необходима группа соответствующих специалистов (психодиагностиков, организаторов групповой работы аттестуемых, проектировщиков оценочных процедур) и затраты времени от одного до нескольких дней для каждого оцениваемого работника. Последнее является, пожалуй, одной из самых серьезных проблем для органов власти регионального уровня.
Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением Козбаненко В. А.: необходимо разработать критерии и показатели оценки деловых качеств и квалификации гражданских служащих (напомним, что оценка содержится в отзыве руководителя служащего), предусмотрев конкретные количественные и качественные характеристики по каждому из показателей. [59] Кроме показателей, общих для всех категорий гражданских служащих: уровень образования, объем специальных знаний, стаж работы в данной или аналогичной замещаемой должности, а также должностях, позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения работ, предусмотренных по данной должности, должны быть предусмотрены свои особые показатели и критерии оценки. Их целесообразно предусматривать дифференцированно и применительно к отдельным категориям гражданских служащих (руководители, специалисты, обеспечивающие специалисты). Например, для специалистов это степень самостоятельности выполнения должностных обязанностей, качество их выполнения и ответственность за порученное дело, способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем; для руководителей - умение организовать труд подчиненных, обеспечить руководство их работой, стиль общения с подчиненными, реально осуществляемый масштаб руководства и т.п.
Думается, что сформулировать конкретные критерии оценки необходимо с участием федерального государственного органа по управлению государственной службой, который в нашей стране пока так и не создан. Взаимодействуя с кадровыми службами региональных государственных органов, он мог бы утверждать перечень критериев оценки для аттестации с учетом целей оценки, категории и группы конкретной должности, замещаемой гражданским служащим.
Применение для оценки квалификации и профессиональной компетенции гражданского служащего конкретных критериев и показателей позволит характеризовать его соответствие предъявляемым требованиям с тем, чтобы аттестационные комиссии имели возможность на основе материалов, представленных на каждого аттестуемого, по результатам собеседования дать объективную оценку его деятельности и принять предусмотренное Законом решение.
Напомним, что в ходе аттестации профессиональные, личностные качества служащего и его служебную деятельность следует рассматривать в комплексе, а оценка должна основываться на учете специфики деятельности служащих, достигаемой результативности в служебной деятельности и т.д.
С.А. Заварихина[60] предлагает в помощь руководителю подразделения при составлении отзыва на аттестуемого предлагает следующий примерный перечень показателей для оценки квалификации служащего (см. таблицу):
N |
Показатели, характеризующие квалификацию гражданского служащего |
Категории должностей гражданских служащих | ||
Руководители |
Специалисты |
Обеспечивающие специалисты | ||
1 |
Образование |
+ |
+ |
+ |
2 |
Стаж работы по специальности |
+ |
+ |
+ |
3 |
Профессиональная компетентность |
+ |
+ |
+ |
4 |
Знание нормативных актов, регламентирующих установленную сферу профессиональной служебной деятельности |
+ |
+ | |
5 |
Знание отечественного опыта по профилю профессиональной служебной деятельности |
+ | ||
6 |
Умение оперативно принимать решения по достижению поставленных целей |
+ |
+ | |
7 |
Качество выполненной работы |
+ |
+ |
+ |
8 |
Способность адаптироваться к новой ситуации и принимать новые подходы к решению возникающих проблем |
+ |
+ | |
9 |
Своевременность выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты служебной деятельности |
+ |
+ |
+ |
10 |
Умение работать с документами |
+ |
+ |
+ |
11 |
Способность прогнозировать и планировать, организовывать, |
+ | ||
12 |
Способность в короткие сроки осваивать технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы, координировать и регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных |
+ |
+ |
+ |
13 |
Служебная этика, стиль общения |
+ |
+ |
+ |
14 |
Способность к творчеству, введению инновационных технологий |
+ |
+ |
+ |
15 |
Участие в управленческом процессе принятия решений |
+ |
+ | |
16 |
Способность к самооценке |
+ |
+ |
+ |