Новое знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его важнейшее предназначение. Но наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения реальных практических потребностей общества.
Судьба научных результатов складывается за порогом исследовательской лаборатории по-разному. Одни попадают в общую копилку научных знаний и используются преимущественно для получения нового знания. Другие - немедленно подхватываются промышленными предприятиями. Третьи - вообще не привлекают к себе внимания долгие годы, но затем в один прекрасный день извлекаются на свет или открываются заново и дают толчок бурному развитию новых направлений науки или новых видов производства.
Главной причиной, заставляющей промышленные предприятия вкладывать в освоение достижений НТП миллионы долларов, даже если шансы занять монопольное положение на рынке практически отсутствуют, очевидно, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически любому предприятию, поставляющему технологию, выпускающему продукцию или оказывающему какие-либо услуги. Предприятие обязано само заботиться о сохранении конкурентоспособности и получении прибыли. Следовательно, оно должно отслеживать и прогнозировать ситуацию на рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических прорывов, способных изменить в ту или иную сторону достигнутое на данный момент времени рыночное равновесие. Последнее приобрело особое значение на современном этапе НТР, берущем начало во второй половине 70-х годов.
Это обусловлено:
· усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению НТП во всех сферах человеческой деятельности;
определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники и технологии;
необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники и технологии;
повышением технического уровня производства;
необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;
спецификой процесса научно-технического производства (имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов);
увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;
быстрым моральным старением техники и технологии;
объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т.д.
Приоритет в области решения вышеозначенных проблем принадлежит инновационному менеджменту.
Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.
Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.
Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
Основные элементы инновационной среды:
· собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;
товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;
инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;
соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.
Особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании которой все возрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности (маркетингом), приобретает умение организовывать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.
Рисунок: Нововведение как результат сложных взаимодействий
Т В |
Внутренняя инновационная обстановка | |||||||
О Р Ч Е |
идея |
Осознанное целенаправленное изменение (проект) | ||||||
С | ||||||||
Т В О |
Подразделение НИОКР |
Подразделение маркетинга | ||||||
Организация | ||||||||
Научные и технические знания |
Внешнее окружение | |||||||
Предмет изучения инновационного менеджмента - целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.
Любые изменения всегда привносят в стабильную и оптимальную, с т.з. статики, систему неопределенности, нестабильности, которые принято характеризовать как состояние кризиса. Долгое время в процессах управления на кризис начинали реагировать только с его появлением, когда ситуация уже становилась реальностью и катастрофу предотвратить было невозможно. В настоящее время в действиях ведущих организаций все более явственно прослеживается стратегия упреждения. Действительно, гораздо разумнее предусмотреть кризис, т.е. разработать и ввести в систему такие инновации, которые позволят снизить риск и неопределенность будущих последствий.