рефераты по менеджменту

Бюджетный дефицит и методы его финансирования

Страница
1

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что современные тенденции развития финансовой системы напрямую связаны с тем переходным периодом, когда и происходило реформирования финансовой системы для адаптации к новым условиям. Экономическая нестабильность финансовой системы, ядро которой составляет государственный бюджет не давали России видимых перспектив развития экономики, создания собственной экономической модели.

Внешний и внутренний долг России, накопленный за период послевоенного становления экономики, а также переходного периода не позволяли экономистам и специалистам данной отрасли выбрать правильную стратегию развития государства, его экономический и финансовый механизм.

Современные концепции экономического развития России имеют множество теоретически обоснованных идей по становлению и развитию экономики страны в ближайшее время, но не имеют возможности реализации данных проектов на практике.

С 2005 года финансовая система в России начинает развиваться самостоятельно и демократично.

Однако, понятие бюджетного дефицита для российской экономики не ново и оно часто встречается.

Финансовая политика России в настоящее время направлена на оздоровление отечественной экономики путем привлечения экономических вливаний со стороны экономически-стабильных государств; установление твердого валютного курса и бюджетных ассигнований на развитие национальной экономики и т.д.

Цель курсовой работы – изучить особенности бюджетного дефицита.

Задачи курсовой работы :

- Рассмотреть особенности формирования государственного бюджета в экономике;

- Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита в российской экономике.

Курсовая работа содержит две главы и подразделы. Первая глава рассказывает о роли государственного бюджета в экономике. Вторая – о методах финансирования бюджетного дефицита.

В написании данной курсовой работы использована следующая литература: Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра-М, 2005; Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2000; Лобачева Е.Н. Экономика. – М.: Экзамен, 2003 и др.

Сущность государственного бюджета; его функции

Слово «бюджет» иностранного происхождения. Оно переводится с английского языка как «сумка и ее содержимое». Бюджетом называли денежный портфель министра казначейства. Так что в экономическом представлении бюджет можно трактовать как состояние денежной сумки государства.

Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций:

— как экономическую категорию;

— как финансовый план.

По своей экономической сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда.

Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

История возникновения бюджетных отношений ведет свое начало с возникновением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобретает форму документа, утверждаемого законодательным органом. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия. После революции 1686—1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента. Расходы государства были разделены на две части — на расходы гражданские (цивильные) и военные. Военные расходы утверждались ежегодно, а гражданские (расходы по цивильному листу) — только в том случае, если король вносил в них изменения. В процессе ограничения королевской власти в цивильном листе остались лишь расходы на содержание короля и королевского двора.[1]

В России первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1722 г. на 1723 г. С 1802 года эти росписи стали составляться ежегодно, но лишь с 1811 года начинается составление бюджета России. Однако этот бюджет носил формальный характер, так как каждое министерство распоряжалось выделенными ему средствами бесконтрольно и имело свои собственные источники доходов. Только с 1862 г. в результате разработки бюджетного устройства средства министерств стали концентрироваться в руках государства по принципу единства кассы. Государственный бюджет России не публиковался и держался в строгой тайне. Даже члены Государственного Совета не знали фактического состояния финансов России. С 1894 года государственные расходы России стали делиться на обыкновенные и чрезвычайные. Последние включали военные расходы, расходы на содержание железной дороги и займы. С этого момента бюджет России стал гласным.

На современном этапе отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Объемы этого перераспределения составляют 40—50% валового внутреннего продукта.

В процессе развития выработались четыре принципа, которым должен соответствовать бюджет:

— полнота бюджета;

— единство бюджета;

— реальность (правдивость) бюджета;

— гласность бюджета.

Под полнотой бюджета понимается включение в бюджет полностью всех доходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают бюджет брутто и бюджет нетто.

В бюджет брутто включаются все валовые доходы государства и валовые расходы, а в бюджет нетто только чистые расходы и доходы. Например, расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.

Единство бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в единой бюджетной документации. Должен быть один бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

В настоящее время применяются четыре основных вида бюджетной классификации доходов и расходов бюджета:

— ведомственная (административная, министерская);

— предметная (отраслевая, реальная, функциональная);

— экономическая;

— смешанная (комбинированная).

Ведомственная классификация группирует доходы и расходы по министерствам и ведомствам.

Предметная — военные расходы, здравоохранение, просвещение и т.п., т.е. по отраслям государственного управления.

Экономическая — группирует расходы по хозяйственным признакам — капиталовложения, зарплаты, пенсии, ссуды и т.д.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту