На рис.2 представлена блок-схема стратегического планирования.
Рис. 2. Блок-схема процесса стратегического планирования [2].
3.1. Миссия организации.
При планировании первым и одним из самых существенных решений является выбор целей организации.
Основная общая цель организации — чётко выраженная причина её существования — обозначается как её миссия. Для осуществления этой миссии вырабатываются цели [1, с. 262].
Миссия "Автошколы — СТМО":
"Удовлетворение потребностей общества и всестороннее развитие личности путём предоставления дополнительного образования по обучению вождению транспортных средств категории "В" на уровне, который гарантирует высокую степень вероятности получения международных водительских прав с правом работы по найму при профессиональном и ответственном отношении к работе сотрудников организации ".
3.2. Цели организации.
Общие цели фирмы формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определённых ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.
Для того чтобы организация добилась успеха, цели должны обладать следующими характеристиками:
1) Цели должны быть конкретными и измеримыми.
2) Цели должны устанавливаться во времени, то есть иметь срок исполнения:
n пять лет и больше — долгосрочная цель;
n от одного до пяти лет — среднесрочная цель;
n до одного года — краткосрочная цель.
3) Цель должна быть достижимой. Это необходимо для повышения эффективности организации.
4) Множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими. То есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует [2].
Цели деятельности "Автошколы — СТМО":
1. Повысить спрос на услуги "Автошколы — СТМО" в период с 2000 до 2001 года на 11%.
2. В течение года повысить конкурентоспособность НОУ.
Разобьем первую, наиболее важную стратегическую (долгосрочную) цель на краткосрочные и среднесрочные. Тогда повышение спроса до 2001 года на 11% (то есть со 180 до 200 человек в месяц) будет осуществляться за счёт следующего:
1. Введение 5%-ных скидок при оплате за обучение пенсионерам и студентам, которые будут действовать в течение всего года (вплоть до 2001 года).
2. Усиление рекламы: увеличение числа районов, в которых будут расклеиваться объявления и публикация рекламы раз в месяц в газете "Клиент".
3. Организовать продажу учебной литературы непосредственно в автошколе, которую можно будет приобрести у преподавателей.
Ассортимент учебных пособий, приобретаемых раз в месяц:
v Правила дорожного движения РФ (150 шт.)
v Тематические задачи категорий "А" и "В" (150 шт.)
v Комментарии к тематическим задачам категорий "А" и "В" (150 шт.)
v Экзаменационные билеты (150 шт.)
v Комментарии к экзаменационным билетам (150 шт.).
4. Провести обновление 1/4 автопарка в течение первых шести месяцев.
| |||||
Рис. 3. Дерево целей "Автошколы — СТМО".
На рис. 3 представлен перечень задач, которые необходимо осуществить для достижения цели НОУ по повышению спроса на услуги по обучению. Ответственными за выполнение этих задач и исполнителями являются следующие должностные лица и работающие "Автошколы — СТМО":
² НОУ ведёт оперативный, бухгалтерский статистический учёт своей финансовой деятельности в лице главного бухгалтера бухгалтера-кассира. Они осуществляют необходимые расчёты и определяют актуальность и размер скидок, которые может предоставить своим потребителям автошкола. Полученные результаты главный бухгалтер предоставляет директору. Директор принимает окончательное решение на основе этих результатов, а также проанализировав поведение конкурентов.
² Директор принимает решение о том, какого вида должна быть реклама (текстовая, с использованием графики и т. д.), а также определяет место, время и частоту её распространения, осуществляет контроль за правильностью проведения рекламной кампании. Распространением же рекламы занимаются методисты, которые расклеивают и разносят по почтовым ящикам объявления в районе расположения своего филиала, а также договариваются с руководством кабельного телевидения о выделении времени для рекламы автошколы.
² Внедрением новшеств занимается непосредственно сам директор. Он оценивает внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность НОУ, вырабатывает стратегию, необходимую для достижения целей автошколы, и осуществляет контроль за её реализацией.
² За техническим состоянием автомобилей, принадлежащих НОУ, следит заместитель директора по технической части. Автослесарь и механик регулярно сообщают ему необходимую информацию о состоянии транспортных средств, а он в свою очередь принимает (не принимает) решение о необходимости обновления или расширения парка автомобилей автошколы и выносит (не выносит) этот вопрос на обсуждение с директором, который принимает окончательное решение.
3.3. Оценка и анализ внешней среды.
После установления миссии и целей "Автошколы — СТМО" проведём изучение внешней среды.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого контролируются внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
Факторы внешней среды выделяют в семь областей:
1. Экономические факторы:
v Вследствие инфляции растёт платёжеспособный спрос, а вслед за ним и равновесная рыночная цена, так как предложение не поспевает за спросом [3, с.106]. Например, если при инфляции будут расти цены на бензин, то увеличиться стоимость обучения в автошколе. А так как большинство клиентов НОУ имеют фиксированный заработок, следовательно, в условиях инфляции на полученные деньги они смогут купить по возросшим ценам меньшее количество товара, и тем самым спрос на услуги автошколы снизится.