Корпоративные мифы присущи почти любым компаниям. Они составляют корпоративную культуру организаций в сочетании с традициями и ценностными ориентирами, правилами поведения и взаимодействия работников, языком компании. Инициаторами их создания могут становиться как руководители компаний, так и подчиненные. Чаще всего они возникают стихийно, как мнение компании и окружающих о ней, но в отдельных случаях формируются умышленно для достижения определенных целей.
Среди распространенных проявлений корпоративной мифологии можно отметить прозвища сотрудников, легенды и слухи.
Прозвища даются новичкам в зависимости от специфики работы коллектива, имени или личных качеств человека. Они могут быть как открытыми, общеизвестными, на которые сам объект не обижается, так и скрытыми, порой обидными. Придумывая прозвища, сотрудники создают упрощенные обозначения некоего информационного массива, которые часто облегчают процесс общения на работе. К сожалению, часто прозвища могут привести также к негативным стереотипам и непониманию, становясь помехой в общении и порождая предрассудки.
Легенды корпоративной мифологии - это истории, байки, анекдоты об отдельных сотрудниках и их поступках: невероятных, запоминающихся с точки зрения коллег. Как и обычные легенды, они часто искажают события, ставшие их основой или вовсе являются выдумкой.
Слухи - это часть фольклора коллектива, то есть устная информация, отражающая скорее не реальное положение вещей, а желания сотрудников. Слухи - всегда искаженная, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, не проверенная информация. Если информация достоверна, ее так и определяют: как «информацию». Если недостоверна или в достоверности есть сомнения, это слухи. С течением времени, разумеется, слухи могут подтверждаться фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в знание, в достоверную информацию.
То есть, как можно заметить корпоративная мифология отражает психологию сотрудников и имеет определенные закономерности своего развития. Это своего рода показатель сознания сотрудников.
Как инструмент управления корпоративная мифология ценна тем, что является катализатором рабочего настроения сотрудников или наоборот его отсутствия. Она зависит от менталитета подавляющей части сотрудников. Если в сознании большинства сотрудников прогулы и недобросовестное отношение к собственным обязанностям являются положительными качествами, граничащими с доблестью, то складываются соответствующие корпоративные легенды о «героях» - прогульщиках. И наоборот культивируемые в корпоративной культуре образы прилежности, старательности создают положительный ореол округ ответственных сотрудников, что не может не повлиять на новичков.
Герои компаний. Герой — это человек, подающий пример для успешной работы, характера и человеческих качеств, присущих сильной культуре. Герои — примеры для подражания, иногда они реальны, иногда они лишь символы референтной группы, не существующие реально. Профессиональные достижения героев символизируют то, как нужно поступать, работая в той или иной компании. Компании с прочной корпоративной культурой всегда используют примеры героев, которые своими действиями и поступками подтверждают ценности и нормы принятой корпоративной культуры.
Девизы. Девиз — это фраза, которая сжато выражает ключевой критерий ценности компании. Многие компании используют девизы или слоганы. Росс Перо (Ross Perot) из корпорации Electronic Data Systems установил, что брать на работу надо только самых лучших людей, которых можно найти на рынке труда. Это стало его философией. При этом он отмечал, что таких людей найти очень трудно. Он предложил следующий девиз: "Орлы стаями не летают. Их надо вылавливать поодиночке". Похожий лозунг ("Мы выбираем орлов и учим их летать в стае") также используется в компании PepsiCo. Он отражает философию взращивания менеджеров и относится к тому, как из ярких, умных молодых людей надо делать сильных менеджеров.
Церемонии. Церемония — это специальное запланированное мероприятие, проводимое для публики. Менеджеры устраивают церемонии для того, чтобы показать яркие примеры ценностных критериев компании. Церемонии — это специальные мероприятия, которые подчеркивают ценные достоинства и достижения, объединяют людей, позволяя им участвовать в этом мероприятии. Церемонии также проводятся и для того, чтобы называть и чествовать своих героев.
Значимость и ценность церемонии можно проиллюстрировать, ссылаясь на пример вручения какого-либо главного приза.
2. Традиции, соблюдение которых принято в компании «GENSER»
Группа компаний Genser создана 20 мая 1991 года.
Сегодня группа является официальным дилером марок Nissan , Infiniti , Chevrolet , Opel , Hyundai , Cadillac , Hummer , Saab , Ford и Mazda . Клиенты выбирают Genser за неизменно высокое качество обслуживания и возможность подобрать наиболее подходящую модель в любом сегменте - от бюджетного до премиального.
В течение последних лет группа Genser является дилером № 1 в России по продажам марок Nissan, Chevrolet, Opel, Infiniti, занимает второе место по продажам Ford и входит в группу лидеров по продажам Mazda, Saab, Hummer и Cadillac.
Сеть автоцентров Genser широко известна в Москве и Московской области и регионах России, где работают 14 салонов под маркой Genser. Традиционно группа уделяет особое внимание качеству продаж и сервиса. В Genser работает специальная Служба контроля качества, в обязанности которой входит постоянный мониторинг удовлетворенности клиентов работой компании, выявление и устранение возможных проблем. Благодаря этому качество работы всех центров Genser поддерживается на высоком уровне и регулярно отмечается независимыми экспертами и наградами производителей. Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся на российском рынке, в 2010 году группа планирует увеличение собственной доли рынка. В числе других приоритетных направлений развития - дальнейшее повышение качества работы. В любые времена потребитель предпочитает сильные, стабильные и современные компании, поэтому группа Genser намерена приложить все усилия, чтобы отвечать этим требованиям. Лозунг Компании – «Возможность быть лучшим». Это означает, что Компания стремится к развитию и ценит сотрудников, стремящихся к развитию. Сегодня мы работаем лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня. Мы стремимся работать в атмосфере доброжелательности, в окружении умных, красивых, интеллигентных людей. Компания с уважением относится к Клиентам, сотрудникам, партнерам и людям вообще. Мы строим Компанию-долгожитель, работники которой могут быть уверены в своем будущем, клиенты которой могут рассчитывать на долгосрочное сотрудничество. Мы стремимся работать так, чтобы приносить пользу своим Клиентам, делать их жизнь лучше, радостнее, ярче. Мы стремимся добиться такого уровня обслуживания Клиентов, который соответствует лучшим мировым стандартам.