- принципы управления качеством;
- принципы управления персоналом;
- принципы управления финансами;
- принципы планирования;
- принципы контроля;
- принципы мотивации;
- принципы регулирования и координации;
- принципы информационного обеспечения управления и т.д.[5]
Существует также классификация принципов управления на основе рассмотрения организации в статике (как упорядоченное состояние целого), в динамике (как процесс по упорядочению) и в прогрессивном развитии. В соответствии с этим различают:
- принципы организационной статики (правила построения организационных структур);
- принципы организационной динамики (правила формирования организационных процессов);
- принципы рационализации (правила совершенствования статики и динамики организации).
Такой подход к классификации принципов управления можно найти, в частности, в учебнике «Теория организации» под редакцией В.Г. Алиева[6].
Классифицировать принципы управления по основным функциям управления в своей работе предлагает доктор экономических наук, профессор В.Г. Янчевский[7]. Он выделяет:
- принципы реализации функции «целеполагание»;
- принципы реализации функции «планирование деятельности»;
- принципы реализации функции «организация»;
- принципы реализации функции координирования (координации) и регулирования совместной деятельности субъектов и объектов управления;
- принципы реализации функции «руководство»;
- принципы реализации функции «контроль»;
- принципы реализации функции «анализ»;
- принципы реализации функции «учет».
В научной литературе можно встретить и другие подходы к классификации принципов управления. Каждый из них – отражение той или иной точки зрения на природу и сущность принципов управления.
Принципы управления не являются застывшими догмами. Изменения, происходящие в политической и экономической жизни общества, наполняют новым содержанием теорию и практику управления, а, следовательно, и принципы управления. В результате исчезают (утрачивают актуальность) одни и появляются (приобретают актуальность) другие принципы управления, более соответствующие новым условиям общественного развития.
Так, в 90-е годы ХХ века были сформулированы принципы управления, которые значительно отличались от ранее известных[8]:
- лояльность к работающим;
- ответственность – обязательное условие успешного управления;
- коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали;
- атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих;
- долевое участие каждого работающего в общих результатах;
- своевременная реакция на изменения во внешней среде;
- методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы;
- непосредственное участие менеджеров в групповой работе – условие достижения согласованности и целостности;
- умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями;
- этика бизнеса;
- честное отношение и доверие к людям;
- использование в работе фундаментальных основ менеджмента;
- четкое представление о месте и роли организации в будущем;
- качество личной работы и постоянное самосовершенствование.
Данные принципы управления были сформулированы под воздействием новой системы взглядов на управление, в основе которой - человек как ключевой ресурс организации. Отсюда - внимание к демократизации управления, организационной культуре, стилю руководства, коммуникациям.
В основе современных принципов управления, в условиях усиления роли конкурентоспособности, должны находиться проблемы гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным изменениям внешней среды, оптимального использования всех имеющихся ресурсов, овладения новыми знаниями и навыками.
В заключении хотелось бы отметить, что любая организация создается и функционирует для достижения конкретных целей. Поэтому каждая организация, исходя из поставленных целей, должна сформировать собственную систему принципов управления.
При формировании системы принципов управления конкретной организацией необходимо соблюдать следующие условия:
во-первых, принципы управления должны учитывать основные тенденции и требования к современному управлению (например, приоритетность системного и маркетингового подходов к управлению);
во-вторых, принципы управления должны использовать все фундаментальные основы менеджмента;
в-третьих, принципы управления должны быть не просто рекомендациями, а критериями оценки эффективности управления;
в-четвертых, используемая система принципов управления должна быть доступна для изменения и дополнения с учетом развития теории и практики управления.
От того, насколько сформированная система принципов управления будет соответствовать перечисленным выше требованиям, зависит эффективность управления организацией, а, следовательно, и результативность ее деятельности.
[1] Теория организации. Под ред. В.Г.Алиева / Луч, М., 1999. С. 85.
[2] Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента / Центр, М., 2000. С. 54-59.
[3] Научные основы управления социалистическим производством. Под ред. Д.М.Крука / Экономика, М., 1978. С. 38-45.
[4] Фомичев А.Н. Административный менеджмент / Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», М., 2003. С. 60.
[5] Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», М., 2002. С. 48.
[6] Теория организации. Под ред. В.Г.Алиева / Луч, М., 1999. С. 140.
[7] Янчевский В.Г. Основы менеджмента / ТетраСистемс, Мн., 2004. С. 34-40.
[8] Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 3 / ИНФРА-М, М., 1999. С. 17.