Анализируя мировой опыт и систематизируя его, можно выделить следующие основные цели слияний и поглощений компаний:
В качестве предприятия, на котором можно проиллюстрировать проблему слияния компаний, мы взяли ОАО "Балтика".
Государственное предприятие "Пивоваренный завод "Балтика" было утверждено в 1990 году. В 1992 году началась приватизация предприятия, в процессе которой произошла его реорганизация в открытое акционерное общество. Акционерами "Балтики" стали 28 юридических и свыше 2-х тысяч физических лиц. Два года спустя 44% ее акций приобрел холдинг ВВН (Baltic Beverages Holding), впоследствии увеличивший свой пакет до 75,4% (ВВН на паритетных началах принадлежит датскому концерну Carlsberg и британскому Scottish & Newcastle).
Примерно в это время на предприятии начали осуществлять идею создания собственной торговой марки - "Балтика". С самого начала "Балтика" задумывалась исключительно как пиво высочайшего европейского уровня, сваренное по классической технологии. Реализуя эту задачу, руководство завода разработало первую инвестиционную программу реконструкции и развития предприятия.
Программа была рассчитана на период с 1993 по 1998 год и предусматривала установку современного европейского оборудования, позволяющего обеспечить высокое качество пива. Программа была завершена досрочно в полном объёме к ноябрю 1996 года. В результате "Балтика" стала крупнейшим российским производителем пива.
Стремясь сделать свою продукцию доступной всем российским потребителям, "Балтика" первой в нашей стране начала создавать собственный холдинг, приобретя в 1997 году контрольный пакет акций завода "Донское пиво" в Ростове-на-Дону. В октябре 2000 года приобретен контрольный пакет акций завода "Тульское пиво". Специалистами "Балтики" была разработана инвестиционная программа, нацеленная на увеличение мощностей этих заводов и на замену устаревшего оборудования.
Кроме того, с 1998 года "Балтика" создает сеть сбытовых подразделений в регионах. В настоящее время открыто двадцать восемь представительств в крупных городах России. В 1998 году акционеры утвердили решение Совета Директоров переименовать предприятие, и полное название теперь звучит как ОАО "Пивоваренная компания "Балтика".
По состоянию на конец 2004 г. компания имеет девять дочерних предприятий:
§ ООО "Балтика-Москва" (реализация пива)
§ ООО "Лизинг-Оптимум" (лизинг)
§ ООО "Универсалоптторг" (склад)
§ ООО "Терминал Подольск" (склад)
§ ООО "Балтика-Украина" (Украина; реализация пива)
§ ООО "Балтика" (Киргизия; сопровождение продаж)
§ "Балтика С.Р.Л." (Молдова; сопровождение продаж)
§ ТОО "Балтика-Алматы" (Казахстан; сопровождение продаж)
§ "Балтика Дойтчланд ГмбХ" (Германия; реализация пива).
Компания имеет в своем составе следующие филиалы, включающие заводы по производству пива и минеральной воды, а также сбытовые подразделения: "Балтика-Санкт-Петербург", "Балтика-Ростов", "Балтика-Самара", "Балтика-Тула", "Балтика-Хабаровск".
В мае 2005 года компании "Балтика", "Вена", "Ярпиво" и "Пикра", входящие в пивоваренный холдинг ВВН, начали объединять свои операции, а осенью стало известно о намерении объединять и активы. ВВН начал скупать крупные пакеты акций своих подразделений, принадлежащие менеджменту компаний.
Процесс объединения происходил на базе крупнейшей "дочки" "Балтики", в несколько этапов.
На первом этапе будет присоединена компания "Пикра" (наименьшая компания) путем выкупа контрольного пакета акций (70%, в итоге пакет должен был составить 87,7%). После чего предполагалось присоединение других компаний. Однако миноритарные акционеры "Балтики", "Пикры" и Воронежского пивоваренного завода (который должен был объединиться с "Ярпивом") были не согласны с этим решением: по мнению миноритариев "Балтики", часть средств могла бы пойти на дивиденды акционерам "Балтики". Кроме того, отмечалось, что цена "Пикры" завышена.
Но все же, споры удалось разрешить: в результате был разработан и утвержден новый план консолидации активов ВВН.
Было решено, что компании могут пойти на юридическое объединение не постепенно (как предполагалось ранее), а одновременно. Присоединение будет осуществляться не путем выкупа контрольных пакетов, а через обмен акциями – таким образом, у миноритариев появится возможность выбирать между обменом и продажей бумаг.
С сентября 2005 г. по январь 2006 г. проводилась юридическая подготовка, оценка компаний и определение коэффициентов конвертации акций. Стоимость компаний по оценке Deloitte&Touche CIS: "Балтика" - $ 4,168 млрд., "Вена" - $774,142 млн., "Ярпиво" - $601,061 млн., "Пикра" - $86,791 млн.
На собрании акционеров, состоявшемся 7 марта, вышеприведенная схема была одобрена. Для обмена "Балтика" должна дополнительно выпустить 48,2 млн. акций.
По оценкам за первый финансовый год после объединения синергетический эффект составит $ 60-80 млн. Речь идет об операционной синергии. В основном, такой эффект будет получен от совместной работы и за счет сокращения издержек (экономия на масштабе). Основная экономия из-за слияния рекламных бюджетов, снижения расходов на логистику за счет cross-brewing, а также усовершенствования системы дистрибуции.
Доля компании "Балтика" на российском рынке пива в 2005 году составила 24,1%. После присоединения "Вены", "Ярпива" и "Пикры" рыночная доля "Балтики" составит 36%, а оборот превысит 1,5 млрд. евро и рыночной долей 36%, что в 2 раза больше, чем у ближайшего конкурента Sun Interbrew. С капитализацией 4,168 млрд долларов она на сегодня является крупнейшей из российских потребительских компаний на фондовом рынке.
В составе объединенной компании будет десять пивоваренных заводов (ранее у "Балтики" было 5 заводов) с производственной мощностью 40 млн. гектолитров пива в год. Компания собирается увеличивать свои мощности, кроме того, претерпит изменения система дистрибуции.
В будущем компания собирается уделять особое внимание премиализации портфеля брендов и развивать экспортное направление. Крупнейшими зарубежными рынками для "Балтики" являются страны СНГ; уже налажены отношения с дилерами в Норвегии, Ирландии и Финляндии, открыто представительство в Китае. Приведенный пример слияния компаний направлен на достижение так называемого синергетического эффекта, в результате которого взаимодополнение различных ресурсов двух или нескольких предприятий приводит к совокупному результату, превышающему сумму результатов действующих разрозненно компаний. Однако синергия присутствует не только при возникновении качественно нового свойства. Значительный скачок в значении характеристик целого по отношению к сумме значений характеристик частей также является ее проявлением. В качестве примера можно привести более высокие показатели результативности команды, сплоченной командным духом, по отношению к команде, где каждый сконцентрирован лишь на себе и собственном успехе.