2) Контрибуционный подход к оценке вклада каждого ЦО в прибыль предприятия. Суть подхода: операционные расходы делят на прямые и косвенные (по отношению к подразделению) и в отчёт о прибыли вводится новый показатель – остаточный доход: валовая прибыль центра прибыли минус прямые операционные расходы.
ЦП А |
ЦП Б |
Предприятие | |
1. Чистые продажи |
× |
× |
× |
2. Производственная себестоимость |
× |
× |
× |
3. Валовая прибыль |
× |
× |
× |
4. Прямые операционные расходы |
× |
× |
× |
5. Остаточный доход |
× |
× |
× |
6. Косвенные операционные расходы |
× | ||
7. Операционная прибыль |
× |
3) Маржинальный подход (таблица маржинальной прибыли)
ЦП А |
ЦП Б |
Предприятие | |
1. Чистые продажи |
× |
× |
× |
2. Переменные расходы (включают переменные, входящие в производственную себестоимость, и переменные операционные расходы) |
× |
× |
× |
3. Маржинальные доходы |
× |
× |
× |
4. Прямые постоянные расходы (включают производственную себестоимость и постоянные операционные) |
× |
× |
× |
5. Остаточный доход до косвенных расходов |
× |
× |
× |
6. Косвенные постоянные (включают производственные и операционные) |
× | ||
7. Операционная прибыль |
× |
Оценка деятельности центра прибыли осуществляется по остаточному доходу до косвенных расходов, равному маржинальный доход минус прямые постоянные расходы. Этот показатель более достоверен, так как снимает произвольность распределения косвенных расходов, отнесённых на производственную себестоимость продукции центра прибыли.
Отчётность центра прибыли, где сопоставляются величины затрат и поступлений, – второй уровень внутрифирменной отчётности.
Отчёт центра инвестиций.
К центру инвестиций применимы те же учётно-аналитические инструменты, что и к центрам ответственности двух первых видов. В дополнение к абсолютным показателям оценивают относительную эффективность центра инвестиций.
ROA =
В качестве активов могут выступать:
- суммарные активы;
- операционные активы (суммарные активы минус активы для будущего использования и незанятые активы);
- активы, включающие долю внутрифирменных активов.
Используются средние активы за период (во всех этих случаях). Первые два используются для оценки деятельности руководителя, третьи – для оценки деятельности подразделений.
Другой вопрос – по какой оценке включать в расчёт амортизированные активы: по остаточной стоимости, по первоначальной стоимости. На практике чаще используется способ по остаточной стоимости.
В данном показателе ROA в качестве прибыли может выступать либо операционная прибыль подразделения, остаточный доход, маржинальный доход.
ROA = ⇒
ROS = .
Показатель ROS (рентабельность продаж) предпочитают предприятия с низким уровнем инвестиций в основные средства по сравнением с уровнем продаж (когда годовые обороты продаж намного больше стоимости активов).
Специальные показатели, рассчитываемые для центра инвестиций, составляют третий уровень отчётности.
3. Выделяют:
1) Отраслевые (деловые) сегменты бизнеса – организационно различаемые части предприятия, задействованные в производстве отдельного продукта или группы родственных продуктов, предназначенных главным образом для реализации внешним потребителям. Их выделяют на основе группы родственных видов продукции, на основе типов потребителя.
2) Территориальный (географический) сегмент – организационно различаемая часть предприятия, осуществляющая свои операции в определённых странах или географических регионах. Их выделяют на основе размещения операций или географического размещения рынка.
Необходимо ограничить число сегментов, чтобы не перегружать службы учёта, для этого необходимо определить степень важности сегментов. Рекомендуется 10% уровень доходов, валовой прибыли и т.д. по отношению к тем же показателям предприятия в целом.
В отчётности сегментов содержатся следующие показатели:
- объём продаж от основной деятельности;
- результат деятельности сегмента (прибыль, налог на прибыль);
- используемые активы сегмента (и в абсолютном и в относительном выражении);
- принципы трансфертного ценообразования.
Сегменты можно классифицировать как центр прибыли или центр инвестиций и применить к ним подходы, рассмотренные выше.
Трансфертное ценообразование в системе внутрифирменного управления
1. Понятие и функции трансфертных цен.
2. Методы исчисления трансфертных цен.
1. Трансфертная цена – цена, используемая для определения стоимости продукции, передаваемой одним подразделением (ЦО) другому внутри одного предприятия. Она отличается от рыночной и выполняет следующие функции: