рефераты по менеджменту

Формы взаимодействия крупных и малых предприятий

Страница
3

Проблемой является также возможная конкуренция между СП, его продукцией и материнской компанией, особенно при создании горизонтальных СП (их доля составляет около 71 % всех СП). В этом случае СП либо должно отказываться от высокоэффективных проектов, либо их реализовывать в ущерб интересам партнеров, нарушая принцип взаимовыгодности проекта СП и создавая угрозу устойчивому функционированию СП.

Проблемой создания СП для компаний-партнеров может оказаться также высокая взаимозависимость и распределение производственных функций между партнерами. В результате, например, сбои производственного процесса на одном предприятии-партнере вызывают проблемы в деятельности других предприятий производственной цепочки. Отказ компании от отдельных производственных функций в результате кооперационной специализации может привести к утрате технологий в определенных областях.

Другой проблемой для материнских компаний являются ограничения их стратегического поведения, которые появляются в результате создания СП. Например, при организации филиала, производящего комплектующие, компании-партнеры вынуждены покупать необходимую продукцию исключительно в СП, несмотря на то, что на рынке появляются эффективные независимые поставщики. В другом случае создание исследовательского СП обязывает материнские компании концентрировать аналогичные НИОКР в СП, делиться со своим филиалом и конкурентами результатами самостоятельных НИОКР. Это в конечном итоге может привести к выходу партнеров из СП.

Еще одной проблемой, которая часто возникает в процессе функционирования СП, является снижение заинтересованности в межфирменной кооперации одного из партнеров. Это связано с достижением собственных целей участника СП, а также с "эффектом обучения". Для предотвращения проблем, обусловленных внезапным выходом партнера из СП, следует предусмотреть механизм поэтапной трансформации собственности в СП, изменения профиля и направлений деятельности СП.

СП снижает уровень риска, благодаря объединению рыночной информации партнеров, ресурсов партнеров, снижению объема инвестиций в один проект со стороны каждого инвестора, ограничению действий конкурентов, потребителей и поставщиков, снижению политических рисков. Благодаря сотрудничеству с местной фирмой, иностранное предприятие значительно снижает вероятность критического риска, т.е. опасность потерять вложенные средства. Этот риск в экономической литературе получил название "риск среды", он определяется размером активов участников СП, которые могут быть прямо подвержены изменениям политических, экономических, конкурентных и других аспектов среды действия кооперационного соглашения.

В то же время нельзя не отметить, что, снижая уровень традиционных видов риска, СП генерирует несколько видов риска, характерных для межфирменной кооперации. В соответствии с исследованиями американского экономиста Р. Рута, к ним относятся:

- риск доверия: вероятность невыполнения другими партнерами своих обязанностей, определенных соглашением;

- риск разглашения: опасность, что другие партнеры будут использовать патентованные знания за пределами СП для достижения собственных целей.

Нейтрализация этих рисков возможна лишь в условиях правильно сформированной системы договорных отношений.

При проведении переговоров и согласовании реальной модели важно нейтрализовать "эффект масштаба", который существует в сознании руководителей компаний-партнеров. Он состоит в следующем:

- оценка своих позиций и позиций партнера осуществляется, не исходя из предполагаемого вклада каждого из партнеров, а исходя из сравнительных масштабов деятельности каждого;

- при одинаковом объеме инвестированных ресурсов важность СП для материнской компании увеличивается по мере уменьшения размера фирмы-учредителя.

Вследствие действия "эффекта масштаба" небольшая компания попадает в положение "младшего брата" и оказывается не в состоянии защищать собственные интересы в совместном проекте.

Комплекс проблем и конфликтных ситуаций возникает в области управления СП: это конфликты, вызванные стремлением доминировать обоих партнеров, разные подходы партнеров к построению управленческой структуры СП. Причины конфликтов и механизм их устранения представлен в табл. 1.

Таблица 1. Основные проблемы, возникающие в области управления СП

Проблема

Пути решения возникающих проблем

Несоответствие стиля работы партнеров, стремление доминировать у двух из них и более

Несоответствие целей партнеров в отношении создания СП

Несоответствие/изменение ценности вложенных ресурсов в связи с изменением ситуации на рынке

Несоответствие результатов СП ожиданиям партнеров

Снижение степени управляемости СП Несоответствие управленческих решений партнеров и СП

Несоответствие между важностью вклада в СП с точки зрения партнера и долей в результатах деятельности СП

Разногласия по поводу использования результатов деятельности СП

Создание автономного СП

Формирование диверсифицированного портфеля целей и определение их приоритетности

1. Официальное изменение механизма распределения результатов деятельности СП

2. Использование трансфертного ценообразования

1. Тщательная проработка ТЭО

2. Смена руководителей СП и координаторов проекта от материнских компаний

3. Составление плана непредвиденных обстоятельств

Смена руководства СП

Назначение в СП координаторов проекта от каждого партнера

1. Согласование методики оценки вкладов партнеров

2. Разработка плана фазовых изменений, учитывающего изменение ценности вклада, предусматривающего изменение механизма распределения доходов от СП

Проработка учредительных документов и оперативных планов, в первую очередь, финансового

Задача. Критерии, характеризующие инвестиционную эффективность бизнес-инкубатора за отчетный год, представлены в таблице

Критерий

Количественное значение для бизнес-инкубатора

Среднее значение по региону

Период окупаемости затрат на создание бизнес-инкубатора, лет

6

7

Коэффициент государственной поддержки

0,20

0,22

Коэффициент удельной налоговой отдачи

4

3

Доходность арендуемых площадей, млн. р./м2

12,3

7,8

Оценка учредителями и спонсорами, в баллах

8,9

8,6

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту