По мнению профессора Дж. Уилкинсона (шт. Аризона, США), управленческий консалтинг станет, во-первых, еще более специализированным[42]. Консалтинговым фирмам придется последовательно вводить новые специализации, так же как производственные фирмы внедряют производство новых продуктов. В последние годы некоторые фирмы выработали или усилили несколько специализированных областей. Первая из них - это финансовое моделирование, использование программного обеспечения на микрокомпьютерах. Второе — «привязывание» консультанта к одному клиенту. Этот консультант предоставляет консалтинговые услуги по всем аспектам деятельности организации клиента. Третья область - ассистирование на крупных проектах, длящихся от года и более.
Во-вторых, практикующие консультанты будут более тесно взаимодействовать с факультетами бизнес-школ, используя результаты исследований, проведенных в этих академических институтах. В ответ они будут обеспечивать эти исследования необходимыми материалами.
В-третьих, консалтинговые фирмы либо будут оставаться мелкими, либо станут достаточно крупными. Мелкие фирмы будут специализироваться на какой-то одной области. Крупные фирмы будут предлагать широкий круг специализации.
В-четвертых, количество консультантов, не являющихся сотрудниками консалтинговых фирм, будет продолжать расти, поскольку они предлагают качественные услуги за меньшую цену. Но они не вытеснят штатных консультантов, которые предоставляют более объективные услуги.
В-пятых, поскольку число консультантов увеличивается, они вырабатывают более продвинутые способы позиционирования своих услуг.
В-шестых, лучшие выпускники бизнес-школ будут привлекаться в профессию управленческого консультанта.
Если же говорить о темпах и характере развития управленческого консалтинга, то на этот счет среди специалистов нет единого мнения. Одни из них утверждают, что отрасль будет развиваться в таком же ускоренном темпе и в ближайшие десятилетия[43]. Менее оптимистичные исследователи настаивают на том, что быстрые темпы развития могут сохраниться только для весьма узкой группы крупнейших консалтинговых фирм, которые сумеют освоить и предложить клиентам полный набор продуктов управленческого консультирования[44]. Реальное развитие отрасли, как отмечают другие исследователи, вряд ли будет соответствовать этим крайним сценариям, а скорее продемонстрирует некий усредненный вариант, базирующийся на комбинации указанных тенденций. Разумеется, консалтинговая индустрия не обладает иммунитетом против циклических спадов, и недавнее замораживание, а затем и некоторое сокращение численности основного персонала крупнейших консультационных компаний в США на волне ухудшения общей ситуации в американской экономике служит ярким тому подтверждением. Вместе с тем очевидная тенденция к усилению доминирования глобальных по размаху деятельности и широко диверсифицированных в отношении предлагаемых консалтинговых продуктов крупнейших фирм не приводит к вымыванию мелких и средних специализированных компаний, которые продолжают успешно находить свои ниши на национальных рынках консультационных услуг. Но сохраняется огромный потенциал роста и для транснациональных лидеров мирового консалтинга. Их развитие оказывается все теснее связанным со сменой поколений информационных технологий, а потому позволяет им смотреть в будущее с большим оптимизмом.
Заключение
В настоящее время в развитых странах консалтинг стал неотъемлемой частью и важных элементов в развитии экономики. Большие постоянно увеличивающиеся объемы рынка, быстрый рост развития консалтинговых услуг заставили выделить сферу консалтинговых услуг в отдельную отрасль экономики. Объёмы данного рынка достаточно велики и сопоставимы с другими сферами бизнеса. Отрасль консалтинговых услуг опережает некоторые обороты других отраслей экономики. В развитых странах отрасль консалтинговых услуг достигло такого уровня, что привлечение консультантов к решению тех или иных задач в компании считается привычным делом и нормой, подавляющее большинство серьёзных экономических, управленческих и социальных решений принимаются исключительно с привлечением внешних консультантов.
С начало 60-ых годов управленческим консультированием начали заниматься бухгалтерские и аудиторские фирмы «Большой восьмёрки». Расширения списка предоставляемых услуг транснациональными корпорациями входящие в данную группу привело к дальнейшему и существенному развитию рынка консалтинговых услуг в мире.
В мае 1987 г. В Париже состоялась Всемирная конференция консультантов по управлению, данная конференция открыла новую эру развития консалтинга. Радикальные изменения, происходящие в мировой экономики в конце 20-го и в начале 21 века, внесли в отрасль консалтинговых услуг второй «золотой период» в её истории. Немалую роль в развитии отрасли сыграло динамичное развитие управленческой науки и её практики, возникающие новые течения и целые направления в данной области, приводящие к несомненному росту спроса на консалтинговые услуги. Глобализация экономики, дерегулирование, периодические волны гигантских транснациональных слияний и поглощений, повсеместное внедрение и скачкообразные смены поколений информационных технологий, а также бурный рост электронного бизнеса – также внесли и продолжают вносить решающий вклад в ускоренное развитие индустрии консалтинга.
На развитие данной отрасли, как и на другие отрасли экономики, влияет система тенденции циклического развития, подразумевающая стандартные спады и подъемы, характерные каждому экономическому развитию в процессе определённого промежутка времени. В связи с этим у специалистов нет единого мнения о темпах развития консалтинга. На этот счёт существует два сценария развития. Но большинство из экспертов сходятся во мнении, что отрасль продемонстрирует рост темпа развития. Развитие сферы консалтинговых услуг достигло такого пика, что тенденции к расширению деятельности на мировых рынках и широкая диверсификация услуг крупных транснациональных фирм не приводит к «вымыванию» с рынка мелких и средних фирм, наоборот данная тенденция не мешает им дальше успешно функционировать и расширяться.
В России зарождение консалтинга началось в советский период, примерно с 1978 года, в 80-ые гг. происходило интенсивное развитие консалтинга, а профессиональное развитие консалтинговых услуг, началось в начале 90-ых гг., в это время появляются зарубежные консалтинговые фирмы, и начинается рост оборотов на рынке. Российский консалтинг в 90-е года был, слаб и развивался не уверенно с периодическими циклами подъёма и спада, в это время, он был «непрофессиональным». Предприниматели в большинстве своем случаев уверенно считали себя слишком компетентными в любых вопросах, чтобы обращаться в специализированные консалтинговые агентства и платить деньги за «непонятные услуги». Сегодня ситуация на российском рынке совершенно иная, чем в период 90-х гг. Картина бизнеса стала более цивилизованной, и консалтинговые услуги отвоевали себе значительный кусок на российской рынке – объем этого куска составляет более 2 млрд. долларов, и эта цифра на данном этапе растет. На данный момент во время финансового кризиса, впервые за десятилетие рынок консалтинга сократился как в номинальном, так и в реальном выражении. Тем не менее, самые мрачные прогнозы участников рынка в 2009 году не оправдались.