Именно со структурой затрат тесно связан операционный рычаг. Эффект операционного рычага заключается в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Для расчета эффекта или силы воздействия рычага используется целый ряд показателей. При этом требуется разделение издержек на переменные и постоянные с помощью промежуточного результата. Эту величину принято называть валовой маржой, суммой покрытия, вкладом.
В эти показатели входят:
· валовая маржа = прибыль от реализации + постоянные затраты;
· вклад (сумма покрытия) = выручка от реализации — переменные затраты;
· эффект рычага = (выручка от реализации — переменные затраты) / прибыль от реализации.
Если трактовать эффект воздействия операционного рычага как изменение валовой маржи, то ее расчет позволит ответить на вопрос насколько изменяется прибыль от увеличения объема (производства, сбыта) продукции. Изменяется выручка, изменяется сила рычага. Например, если сила рычага равна 8,5, а рост выручки планируется на 3%, то прибыль вырастет на: 8,5 х 3% = 25,5%. Если выручка падает на 10%, то прибыль уменьшается на: 8,5 х 10% = 85%. Однако при каждом росте выручки от реализации сила рычага меняется, а прибыль растет. Существует и другой способ вычисления, связанный с эффектом финансового рычага
Это — определение силы воздействия финансового рычага (ФР):
где БП — балансовая прибыль, ЧПА — чистая прибыль на обыкновенную акцию.
Одно важное замечание: финансовые издержки и проценты за кредит — это разные экономические феномены. Первый — шире, так как включает в себя не только выплату процентов, но и погашение текущей задолженности.
Величина силы воздействия финансового рычага достаточно точно показывает степень финансового риска, связанного с фирмой. Чем больше сила воздействия финансового рычага, тем больше и риск, связанный с предприятием, риск невозвращения кредита банку и риск снижения курса акций и падения дивиденда по ним.[1]
Освоив систему управления затратами, предприятие получает следующие преимущества:
· возможность увеличить конкурентоспособность производимой продукции (услуг) за счет снижения издержек и увеличения рентабельности;
· разработать гибкую ценовую политику, на ее основе увеличить оборот и вытеснить конкурентов;
· сэкономить материальные и финансовые ресурсы предприятия, получить дополнительные оборотные средства;
· оценить эффективность деятельности подразделений предприятия, мотивацию персонала.
Задача 1.
Условие задачи:
Выручка предприятия за год составляет 40 000 руб.
Постоянные издержки составляют 3 000 руб.
Переменные издержки составляют 31 000 руб.
На следующий год планируется увеличение выручки на 10% (не выходя за пределы релевантного диапазона).
Определить:
1. Величину валовой маржи в текущем и планируемом году.
2. Сумму прибыли, планируемую к получению в следующем году, и величину эффекта операционного рычага.
Решение:
Валовая маржа (или сумма покрытия) определяется как выручка от реализации – переменные затраты,[2]
40 000 – 31 000 = 9 000 руб. в текущем году.
В следующем году меняется величина выручки на 10 %
40 000 + 4 000 = 44 000 руб.
Тогда соответственно, на 10 % увеличиваются и переменные издержки
31 000 + 3 100 = 34 100 руб.
Тогда соответственно
44 000 – 34 100 = 9 900 руб. в следующем году.
Отсюда, следуя за динамикой выручки, получаю прибыль: (44 000 – 34 100 – 3 000)= 6 900 руб. составляет планируемая прибыль в следующем году.
Величина эффекта финансового рычага, или сила находится как (40 000 – 31 000) / (40 000 – 31 000 – 3 000) = 1,5. т.е. увеличение выручки на 10 % спровоцирует рост прибыли на 15 % = 10% *1,5, и прибыль составит 6 900 руб.
Задача 2.
Условие задачи:
Компания рассматривает инвестиционный проект со следующими условиями. Денежный поток по годам (млн. руб.): 200; 40; 50; 80; 30. Прогнозируемая стоимость капитала по годам: 12%; 12%; 13%; 14%; 14%
Определить:
Проанализировать экономическую целесообразность реализации данного проекта.
Решение:
В данном случае, поскольку в проекте денежные потоки неравномерны, я думаю, можно воспользоваться следующей моделью расчета показателя NPV (чистая стоимость денежных потоков или экономическая стоимость предприятия)
Здесь NPV находится прямым подсчетом:
40 50 80 30
NPV[3]= 200 + ¾¾ + ¾¾¾ + ¾¾¾¾¾¾ + ¾¾¾¾¾¾ = 314,75 млн. руб., 1,12 1,12×1,13 1,12×1,13×1,14 1,12×1,13×1,142
поскольку полученный показатель имеет положительное значение, т.о. проект прибыльный, соответственно целесообразно его реализовывать.
Заключение
Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности. Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата. Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта. Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: 1) управляемая подсистема (объект управления). 2) управляющая подсистема (субъект управления). Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно-стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности. Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента: 1). Функции объекта управления: 1. воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе; 2. производственная – обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала; 3. контрольная (контроль управления капиталом, предприятием). 2). Функции субъекта управления: 1. прогнозирование финансовых ситуаций и состояний; 2. планирование финансовой деятельности; 3. регулирование; 4. координация деятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия; 5. анализ и оценка состояния предприятия; 6. функция стимулирования; 7. функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов.