««Гнусный ориентализм» победил; новая модель имела такой успех, что в первые полгода Генри пришлось выпустить миллион автомобилей». И с этого момента начался новый виток развития предприятия Форда. Можно было конечно рассмотреть его дальнейшую судьбу, но боюсь, что после смерти Форда, компанией управляли достаточно бездарно, и в принципе, даже сложно рассматривать, последующие периоды, как этапы развития, так динамика развития очень скачкообразна, лишь в последние годы компания развивается стабильно, и скорее всего ее можно назвать «могучим слоном» в виолентной стадии развития.
Заключение
И в заключение можно сказать, что многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. На примере деятельности компании Форда, это видно достаточно четко, можно сказать, что его предприятие развивалось по «правильному», теоретическому пути, и его вполне можно помещать в учебники, как пример классического развития предприятия. Сам Г.Форд был талантливейшим изобретателем и оригинальным конструктором. В эпоху, когда весь цивилизованный мир был повально увлечен паровой машиной и новомодным тогда электричеством, он первым применил заимствованную из английского журнала идею бесшумного газового двигателя для создания в 1892-1893 годах прообраза современного автомобиля. К новациям Г.Форда можно отнести и создание им на своих предприятиях специальной службы социологических исследований со штатом 60 человек, а также изучения быта и досуга своих работников, о чем неоднократно говорится в книге Синклера. В этом нетрудно видеть закономерное внимание умного капиталиста к тому, что сегодня мы называем человеческим фактором общественного производства. Но это еще не все. В процессе разработки операционно-модульных технологических схем поточно-конвейерного производства Форд по существу создавал предпосылки для будущей автоматизации, роботизации и компьютеризации, а также весьма далекие в то время подступы к тенденции трансформации электрификации общественного производства в его электронизацию. Словом, на излете промышленной революции Г.Форд как бы предвосхитил контуры некоторых траекторий подспудно вызревавшей тогда научно-технической революции. Также предвидением времени было создание целой системы производства, внутреннего круга самообеспечения себя всем необходимым, и выпускавшим из этого круга только продукцию.
Но Генри Форд был не просто капиталистом-миллиардером. Он был выдающимся и мудрым капиталистом. Целый ряд фордовских решений не могут не поражать глубиной социального замысла и изяществом его экономической реализации. Насколько гениально, например, Форд предугадал широту социального спектра внедрения еще только рождавшегося в экспериментах автомобиля в жизнь общества, которое о нем не ведало и более того – не ощущало в нем потребности! Форд, по сути дела, сумел убедить человечество, что автомобиль - не забава, не роскошь, а средство передвижения и высвобождения времени.
Можно как бы еще долго петь дифирамбы о мудрых и разумных действиях Форда, но главное не это, главное то, что несмотря на то, что прошло уже столько времени, более 100 лет, опыт Г.Форда и по сей день бесценен тем, что он учитывает и экономические, и социальные, и многие другие факторы производства. Конечно, нельзя назвать использование опыта Форда нашими российскими предприятиями панацеей от бед, но все таки много можно и даже нужно бы использовать в нашей экономике.
Приложение 1
Таблица 1 Стадии развития организации
Стадии Факторы |
Рождение |
Детство |
Отрочество |
Ранняя зрелость |
Расцвет сил |
Полная зрелость |
Старение |
Обновление |
Первичные цели |
Выжива-ние |
Краткосрочная прибыль |
Ускорен-ный рост |
Систематический рост |
Сбаланси-рованный рост |
Уникаль-ность, образ |
Обслужива-ние |
Обновле-ние |
Тип лидера |
Новатор |
Оппорту-нист |
Консуль-тант |
Участник |
Корпора-тивный деятель |
Государст-венный деятель |
Администратор |
Реоргани-затор |
Организационный характер |
Борьба |
Достиже-ние |
Изменение |
Расшире-ние, дивер-сификация |
Системная ориентация |
Зрелость, самудовлетворенность |
Ориентация на сложив-шиеся структуры |
Ориента-ция на перемены |
Организационный образ |
В центре внимания – организа-ция |
Местный |
Секцион-ный |
Национальный |
Многонациональный |
Междуна-родный |
Самодовольный |
Самокри-тичный |
Концентрация энергии |
На новом |
На конкурен-ции |
На завоева-ниях |
На коор-динации |
На интег-рации, правлении |
На приспособлении |
На продол-жении существования |
На обнов-лении, развитии |
Центральная проблема |
Выход на рынок |
Существо-вание |
Удержание рынка |
Многосто-ронний рост |
Централи-зация и автоном-ность |
Равновесие интересов |
Стабиль-ность |
Омоложение |
Тип планирования |
С предвиде-нием |
Текущий |
Планирование продаж, бюджета |
Планирование зака-зов, спе-циализация |
Сложный, комплекс-ный |
Социально-полити-ческий |
Экстраполяция |
Созида-тельный |
Метод управления |
Единолич-ный |
Управле-ние, осущест-вляемое малой группой единомышленников |
Делегирование полномо-чий |
Децентрализованный |
Централи-зованный |
Колле-гиальный |
Основанный на традициях |
Состяза-тельный, поощряющий |
Организационная модель |
Максимизация прибыли |
Оптимиза-ция прибыли |
Плановая прибыль |
Хорошее положение |
Социаль-ная ответственность |
Социаль-ный инсти-тут |
Бюрократия |
Подража-ние Фениксу |