На пятой стадии осуществляется синхронизация отдельных видов материальных потоков во времени. Эта стадия оптимизации материальных потоков запасов предприятия является наиболее ответственной и сложной. Процесс такой синхронизации основывается на календарных циклах технологических операций производства и реализации подукции. Методология синхронизации отдельных видов материальных потоков предприятия базируется на двух альтернативных логистических концепциях.
Логистическая концепция <точно в срок> предусматривает синхронизацию процессов доставки запасов материальных оборотных активов, формирующих материальный поток, к тому конкретному сроку, когда в них нуждаются потребители в последующих звеньях логистической цепи. Реализация концепции <точно в срок> обеспечивает минимизацию размеров запасов в конечных звеньях логистической цепи за счет исключения страховой их части, четкую ориентацию на спрос покупателей и сокращение периода производственного цикла предприятия.
Логистические системы, основанные на концепции <точно в срок>, называют <тянущими системами> [pull systems], так как материальные потоки <вытягиваются> последующими звеньями логистической цепи из предыдущих. Наиболее известной системой этой группы является микрологистическая <Система КАНБАН> [KANBAN-system], разработанная японской корпорацией <Тойота Мотор> в 1972 году. Сущность этой системы заключается в том, что все материальные потоки в рамках предприятия генерируются по заказу потребителя соответствующих материальных активов (готовой продукции, полуфабрикатов, сырья и т.п.) путем передачи предшествующему логистическому звену специальной карточки-заказа (японский термин <канбан> означает <карточка>). Такая микрологистическая система автоматически синхронизирует во времени материальные потоки между смежными звеньями логистической цепи.
Логистическая концепция <планирования потребностей-ресурсов> [reguirements/resource planning; RP] предусматривает синхронизацию процессов доставки запасов, формирующих материальный поток, по инициативе предшествующих логистических звеньев в четком соответствии с планом (графиком) их поставки последующим звеньям логистической цепи. Реализация этой концепции обеспечивает высокую плановую дисциплину осуществления материальных потоков и минимизацию размеров запасов в начальных звеньях логистической цепи.
Логистические системы, основанные на концепции <планирования потребностей-ресурсов>, получили название <толкающие системы>, так как материальные потоки <выталкиваются> каждым предшествующим звеном логистической цепи в последующие звенья в строгом соответствии с разработанным планом (графиком). Наиболее известными системами этой группы являются микрологическая производственная система <МРП> [materials/manufacturing requirements/resource planning; MRP] и микрологическая сбытовая система <ДРП> [distribution requirements/resourse planning; DRP]. Каждая из этих систем также позволяет автоматически синхронизировать во времени материальные потоки оборотных активов между смежными звеньями логистической цепи на плановой основе.
Механизмы синхронизации материальных потоков оборотных активов во времени на основе изложенных и других видов логистических систем подробно рассматриваются в специальной литературе по проблемам логистики.
На шестой стадии оптимизируется распределение запасов в разрезе отдельных звеньев логистической цепи. Такое распределение осуществляется в четкой координации с планируемым движением материальных потоков, так как между размером запасов в статике и объемом материальных потоков в динамике существует прямая связь. Можно утверждать, что любой объем материального потока в каждом из звеньев логистической цепи на конкретную дату его рассмотрения представляет собой размер запасов материальных оборотных активов на эту же дату в каждом из таких звеньев. И наоборот, динамика запасов этих активов, рассматриваемая в минимальных интервалах времени, будет характеризовать объем материальных потоков в соответствующих периодах. Иными словами, в рамках короткого периода объемы материальных потоков и размеры запасов материальных оборотных активов в разрезе звеньев логистической цепи могут рассматриваться как паритетные взаимосвязанные величины.
Распределение запасов материальных оборотных активов в разрезе отдельных звеньев логистической цепи может носить жесткий и гибкий характер. При синхронизации материальных потоков оборотных активов во времени на основе микрологистических систем, базирующихся на концепции <планирования потребностей-ресурсов>, размер запасов устанавливается как фиксированная плановая величина в каждом из звеньев логистической цепи. Если же используются микрологистические системы синхронизации материальных потоков оборотных активов, основанные на концепции <точно в срок>, размеры запасов в каждом из звеньев логистической цепи могут носить подвижный характер - в этом случае их распределение носит структурный характер (устанавливается лишь удельный вес запасов материальных оборотных активов в каждом звене по отношению к общему их размеру).
В процессе распределения следует учесть, что размер запасов в каждом звене при оптимизации материальных потоков устанавливается не в стоимостных, а в натуральных показателях (стоимостная оценка запасов может быть произведена лишь на входе и выходе логистической цепи для увязки с денежными потоками). Нормирование запасов в каждом из звеньев логистической цепи может осуществляться различными методами, в том числе и на основе ранее рассмотренной <Модели EOQ>.
Для регулирования размера запасов в отдельных звеньях логистической цепи могут быть использованы и специальные микрологистические системы - <Система быстрого реагирования> [quick response system; QRS], <Система автоматического пополнения запасов> [automatic replanishment system; ARS] и другие.
На седьмой, заключительной стадии осуществляется оценка эффективности оптимизации материальных потоков оборотных активов предприятия. Эффект оптимизации материальных потоков предприятия может выражаться различными показателями:
· размером снижения совокупных запасов материальных оборотных активов во всех звеньях логистической цепи;
· сокращением периода времени прохождения материального потока по логистической цепи в рамках одного производственного цикла;
· размером снижения расходов на заработную плату технологического персонала в связи с сокращением объема затрат ручного труда;
· размером снижения транспортных расходов в связи с выравниванием логистической цепи и другими.
· Каждый из этих видов эффекта в процессе оценки может быть соотнесен с объемом материального потока
· или средними размерами запасов материальных оборотных активов в рассматриваемом периоде.
Интегральная оценка экономической эффективности оптимизации материальных потоков может быть получена путем использования <метода совокупных затрат> [total distribution cost method; TDS], в основе которого лежит сравнение суммы полных затрат на организацию материальных потоков оборотных активов до и после проведения их оптимизации. Алгоритм расчетов интегральной экономической эффективности этого процесса имеет следующий вид: