Таблица 1. Коды EAN некоторых стран для штрихового
кодирования товаров
Код страны |
Страна |
Код страны |
Страна |
Код страны |
Страна |
93 90-91 779 54 380 789 50 599 759 400-440 489 520 57 729 |
Австралия Австрия Аргентина Бельгия и Люксембург Болгария Бразилия Великобритания Венгрия Венесуэла Германия Гонконг Греция Дания Израиль |
539 569 84 80-83 529 690 850 750 87 94 70 590 560 460-469 888 |
Ирландия Исландия Испания Италия Кипр Китай Куба Мексика Нидерланды Новая-Зеландия Норвегия Польша Португалия Россия Сингапур |
383 00-09 869 64 30-37 859 780 73 76 860 880 45-49 |
Словения США-Канада Турция Финляндия Франция Чехия Чили Швеция Швейцария Югославия Южная Корея Япония |
Госстандартом России на базе ЮНИСКАН создан технический комитет по стандартизации "Автоматическая идентификация", а его секретариат ведет Российский центр испытаний и сертификации (Ростест-Москва). Цель технического комитета стандартизация в области автоматизированной идентификации товаров. ЮНИСКАН создала совместные предприятия "Интерштрихкод" (с Великобританией), "Дата-скан" и "Датасис" (с Данией).
Правительством России принята государственная программа по внедрению системы штрихового кодирования в торговле, материально-техническом снабжении, банковском деле, на: транспорте, в медицине, сельском хозяйстве и других сферах. Программа предусматривает необходимость разработки и производства в России технических средств для нанесения и считывания штриховых кодов. Но не менее важна стандартизация кодирования с учетом международных нормативных документов.
Введение в России обязательного штрихового кодирования товаров создает условия для реализации одного из положений Закона "О защите прав потребителей" - права потребителя на; получение необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре. Для производственных предприятий штриховое кодирование дает возможность:
облегчить освоение автоматизированных систем управления
повысить эффективность учетных операций в сферах производства, складирования, сбыта,
вести анализ потребляемых ресурсов,
сократить объем документооборота,
наладить, систематический сбор достоверной информации о товародвижении и реализации продукта,
оперативно предоставлять информацию органам управления и контроля.
Понимание, важности штрихового кодирования для повышения степени цивилизованности рынка показало московское правительство, принявшее Положение "О внедрении штрихового кодирования продукции (товаров), реализуемой на потребительском рынке г. Москвы". В нем изложены требования к изготовителям товаров, оптовым и розничным торговым организациям, касающиеся обязательного наличия штриховых кодов на внутренней и внешней упаковке товаров. В связи с этим каждый из названных участников товародвижения обязан придерживаться правил, содержащихся в Положении.
Так производственное предприятие может применять штриховой код только после его регистрации в ЮНИСКАН во избежание фальсификации или заимствования чужого кода. Оптовое торговое предприятие обязано включать требование о наличии зарегистрированного штрихового кода в договор о поставке. Оптовики не имеют права поставлять в розничную торговую сеть или реализовать продукцию, не снабженную штриховым кодом. Розничные торговые предприятия не имеют права принимать на реализацию товары без штриховых кодов. Им предписано дополнить свои расчетно-кассовые аппараты устройствами для считывания штриховых кодов. Рассмотренный пример позволяет надеяться на более широкое распространение в России принятого всеми цивилизованными странами штрихового кодирования товаров. Однако потребитель нуждается в более полной информации покупаемом товаре, а не только в названии страны изготовителя. Эта проблема также может быть разрешена при помощи стандартизации. Но для этого следует расширить перечень тех обязательных требований стандартов, которые подтверждают путем сертификации. Пока единственным аспектом обязательной сертификации является безопасность продукта, потребитель не имеет возможности получить гарантию пригодности покупаемого товара для его использования по назначению, информацию о надежности и других важных для пользовательских характеристиках. Расширить информацию о товаре для потребителя можно посредством некоторой диверсификации аспектов обязательной сертификации при разработке правил и порядка самой процедуры для конкретных групп товаров или отдельных видов продукции. Например, при сертификации детского питания проверяется не только безопасность, но и пищевая ценность продукта. Возможно, следует более углубленно продумывать номенклатуру параметров качеств при разработке стандарта для обязательной сертификации конкретного товара (группы продукции).