специфические мотивации многих инсайдеров (менеджеров и крупных акционеров), связанные с контролем финансовых потоков и "выводом" активов корпорации;
слабая или нетипичная роль традиционных "внешних" механизмов корпоративного управления (рынок ценных бумаг, банкротства, рынок корпоративного контроля);
значительная доля государства в акционерном капитале и вытекающие проблемы управления и контроля;
федеративное устройство и активная роль региональных властей как самостоятельного субъекта корпоративных отношений (причем субъекта, действующего в рамках конфликта интересов - как собственник, как регулятор через административные рычаги воздействия, как коммерческий/хозяйствующий агент);
неэффективный и/или выборочный (политизированный) государственный инфорсмент (при сравнительно развитом законодательстве в области защиты прав акционеров).
04. Типы корпоративных объединений.
Ассоциация. Добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.
Консорциум. Временное объединение корпораций, банков и других организаций на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или совместного размещения займа (несет солидарную ответственность перед заказчиками).
Концерн. Крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности (часто такая группа объединяется вокруг холдинга, держащего акции этих корпораций).
Синдикат. Объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть.
ФПГ. Зарегистрированная в установленном порядке в соответствующих ведомствах группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели. Центральной (головной) корпорацией в ФПГ может быть как специализированная организация - "управляющая компания", так и входящее в группу производственное предприятие или объединение, банк, финансовая или страховая компания.
Холдинг. Акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций, управляющая или контролирующая деятельность других компаний, предприятий с целью осуществления контроля над их операциями. Холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью.
Корнер. Форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара. Соединённый капитал используют для скупки акций отдельных интересующих корнер корпораций с тем, чтобы впоследствии перепродать их, либо завладеть контрольным пакетом акций.
Трест. Объединение фирм, руководящиеся решением единого центра.
Конгломератное объединение. Группа предприятий, принадлежащих одной фирме и осуществляющих одну или более стадий производства разнообразных продуктов.
Конгломератное слияние. Слияние фирмы одной отросли с фирмой другой отросли.
Союз. Объединение по признакам в целях обеспечения общих интересов участников государственных, международных и иных организаций.
Франчайза. Объединение, где крупные корпорации обязуются снабжать мелкие компании своими товарами, рекламными услугами, технологиями и т.д.
Картель - Одна их основных форм соглашений о монополизации рынка, в отличие от концернов и трестов непосредственно не затрагивающих производственную и коммерческую самостоятельность вступивших в союз предпринимателей, договаривающихся между собой о монополизации и разделе рынка, об объемах (квотах) производства и реализации продукции, условиях сбыта товаров и найма рабочей силы, ценах и сроках платежа, рационализации производства и управления, обмене партнерами. Бывают внутренние, экспортные, импортные и международные. Создаются с целью ограничения конкуренции, монополизации производства и сбыта того или иного товара, установления на него единой, Обязательной для всех участников соглашения, монопольной цены и получения более высокой, чем средняя, прибыли.
Основные цели объединений:
Увеличение рыночной доли
Повышение качества
Снижение издержек по сравнению с конкурентами
Расширение ассортимента
Укрепление репутации
Укрепление конкурентных позиций
Рост доходов
Рост применения инноваций.
Федеральные и местные органы исполнительной и законодательной власти
Зона прямого и косвенного государственного регулирования промышленной сферы
Крупные промышленные корпоративные структуры, обеспечивающие развитие приоритетных направлений техники (продукции)
Зона смешанного (государственно-корпоративного) регулирования промышленной сферы
Отдельные хозяйствующие субъекты среднего и малого бизнеса, ориентированные на реализацию государственных и корпоративных приоритетов
05. Основные направления государственного регулирования корпоративной деятельности.
Ни в одной из стран в настоящее время не работают внешние механизмы корпоративного управления (контроль финансового рынка, поглощения, банкротства). Такая ситуация особенно характерна не только для стран с концентрированной собственностью, но и для тех стран, в которых сложилась аморфная (непрозрачная) структура собственности. Это означает, что активный контроль акционеров должен стать доминирующей формой. Это также создает особую нагрузку для внешних (законодательных) и внутренних (советы директоров) механизмов корпоративного контроля. В настоящее время степень вмешательства государства в хозяйственную жизнь в России определяется главным образом конкретными условиями переходного периода, а не теоретическими моделями и условными экономическими расчетами. Принципиальная схема взаимодействия федеральных и местных органов власти, например, с субъектами промышленной сферы, представлена на рис. Приватизация и массовое акционирование российских предприятий привели к созданию уже не государственных, но и не вполне рыночных, независимых субъектов хозяйствования, которые, с одной стороны, стремятся максимизировать прибыль, а с другой - все еще не адаптировались к потребностям рынка. Если добавить к этому отсутствие рыночного менталитета, стремление ряда хозяйственных руководителей и коллективов - владельцев акций к сиюминутному обогащению, то становится совершенно очевидным, что государство на современном этапе не должно терять управления "несущими конструкциями" экономического комплекса. В течение всего переходного периода государство призвано играть существенную роль в регулировании экономических процессов. Таким образом, до тех пор, пока рыночные отношения не займут господствующего положения, управление предприятиями и роль в нем государства будут существенно отличаться, в частности, от западных прототипов. Перспектива развития заключается, видимо, в создании механизма, объединяющего рыночные и государственные рычаги управления. В условиях переходной экономики государство выступает, во-первых, как властная структура, устанавливающая "правила игры" на рынке и определяющая условия функционирования рыночных субъектов; во-вторых, как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования и, в-третьих, как собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъектами хозяйствования. Крайне важным при этом является баланс всех трех подходов. Преобладание какого-либо одного подхода ведет к слабости государственной власти, сдерживает экономическую активность агентов рынка.