3)научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления производством.
В инновационном менеджменте следует выделять два уровня.
Первый представлен теориями социального управления инновационными системами и концентрирует усилия на разработке стратегий инновационного развития, социально-организационных изменений, а также других экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования экономической системы.
Второй уровень инновационного менеджмента являет собой прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, а потому носит функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических решений по совершенствованию управлении, анализа инновационной деятельности, применению новейших приемов и методов воздействия на персонал, технико-технологические системы, на продуктовые и финансовые потоки.
Ведущую роль социально-экономических институтов, таких, как наука, образование, менеджмент, подчеркивает крупнейший экономист и социолог Питер Дракер. Крупнейший теоретик школы "индустриальной социологии", П. Дракер видит совершенствование института классического менеджмента в обогащении его доктриной "человеческих отношений". Стремясь соединить абстрактное обобщение и институциональные принципы с управленческими рекомендациями, максимально приближенными к практике, он значительно расширил понимание института менеджмента, распространил его функции на управленческие структуры корпораций.
На институциональном уровне менеджмент означает способность предоставлять полномочия тем или иным группам работников принимать решения и осуществлять их на практике. Фактически институт имеет возможность проводить внутри данных социально-экономических отношений необходимые решения вопреки сопротивлению. В силу этого процесс управления — это способность или потенциальная возможность менеджера принимать решения, оказывающие влияние на действие и поведение персонала. В современном обществе менеджмент, основанный на функциях контроля и руководства, немыслим без социально-организационной и институциональной основы.
В конечном счете, институт менеджмента — это структурированные социальные отношения, совокупность систем интеграции и дифференциации. Это система долговременных групповых и индивидуальных установок, ориентации, целей, решений, задач и практических действий. Институциональные основы менеджмента предполагают, что организация характеризуется:
эффективностью, которая достигается за счет строгого разделения обязанностей и полномочий между членами организации;
строгой иерархией, позволяющей вышестоящему должностному лицу осуществлять контроль за выполнением задания нижестоящими сотрудниками;
формально установленной и четко зафиксированной системой правил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности;
эмоциональной нейтральностью отношений, складывающихся между функционерами организации, где каждый выступает не как индивид, а как носитель и представитель определенной должности;
процессом "деперсонализации" индивидов в организации.
Базисной системой социального института служат совокупность социально закрепленных и легитимизированных санкций, установленный порядок выполнения тех или иных действий, поведенческих актов и поступков. Институт менеджмента с таких позиций обозначает различный спектр социально регулируемого и организованного поведения персонала. Именно этим определяются конфликтные стремления групп, чьи интересы попираются интересами данной привилегированной социальной группы.
Развитие демократических традиций и систем неформального взаимодействия приводит к переосмыслению структуры и функций институтов. Оптимальная рациональность действия и достижение связи отдельных частей, формальных функций, зачастую связанных с принуждением работника, обеспечиваются процессами социальной интеграции. Это подразумевает наличие упорядоченных, бесконфликтных отношений между частями социальной системы, между поведением индивидов и нормативными стандартами. Институциализация менеджмента должна происходить на основе принципов социальной интеграции и на базе общих для всех членов ценностей и норм.
Современные социально-экономические институты, такие, как наука, искусство, изобретательство, решают интеграционные проблемы с помощью таких механизмов, как универсалистская правовая система, добровольные ассоциации, расширение прав и сужение привилегий членов сообщества и повышение уровня общности. В развитых странах нее большее значение приобретают институты, воплощающие комплекс, ориентированный на достижение ценностей. В число доминирующих попадают научные и образовательные институты, которые обеспечивают доминирование ценностей компетентности, независимости, личной ответственности и рациональности.
Отличительной чертой института инновационного менеджмента является относительно большая независимость выбора альтернативного решения, хотя при этом выбор способов поведения тесно связан с присутствием в мотивационной структуре личности профессиональной компетентности и личной ответственности.
Становление инновационного менеджмента тесно связано с "раскрепощением" личности и повышением уровня межличностного общения, при этом творческий процесс создания новшества становится предметом свободного нравственного и эмоционального выбора личности.
Функциональный инновационный менеджмент направлен на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств. Задачей инновационного менеджера является обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональных подсистем, совершенствование системы управления персоналом и осуществление контроля.
Инновационный тип экономического развития предприятия означает, прежде всего, снижение детерминированности и усложнение системы управления в целом. Высокая изменчивость макроэкономической, технологической, правовой внешней среды ставит проблему выживания предприятий в прямую зависимость от их способности стратегической ориентации в неожиданных ситуациях. Логика развития новаторской фирмы приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического управления на стратегический уровень. В таких обстоятельствах положение фирмы определяют не только внутренние возможности, но и реакция на изменения внешней среды. Соответственно изменяются содержание, функции и методы инновационного менеджмента.
Важнейшей функцией управления является разработка стратегии приоритетов развития и роста фирмы. В условиях непрерывного поиска возможностей обновления важную роль играет анализ факторов внешней и внутренней среды.
Таблица 1.1 Виды и функции инновационного менеджмента
Функции инновационного менеджмента |
Виды инновационного менеджмента | |
Стратегический |
Функциональный, оперативный | |
Прогнозирование |
Стратегии приоритетов развития и роста |
Новых товаров, технологий |
Планирование |
Экспансия в новые отрасли, рынки |
Повышение качества и конкурентоспособности товаров |
Анализ внешней среды |
Анализ макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры |
Анализ поведения конкурентов, емкости рынка, объемов продаж и т.д. |
Анализ внутренней среды |
Анализ конкурентных преимуществ фирмы |
Анализ факторов эффективности производства продукции |
Виды решений |
Стратегические решения по целям миссии и развитию фирмы |
Оперативные решения по разработке, внедрению и производству новшеств |
Мотивация |
Обеспечение фирме динамического роста и конкурентоспособности |
Обеспечение высокой производительности труда, высокого качества продукции, обновление производства |
Контроль |
Выполнение миссии фирмы, ее роста и развития |
Контроль за исполнительской дисциплиной и качеством исполнения |