4. Активизация межкультурной коммуникации и работы в мультикультурных командах при реализации ряда программ бизнес-образования.
5. Предполагаемое появление новых "знаков" и "сигналов" культурной среды специфической профессиональной группы.
6. Формирование принципиально нового типа отношений "профессионал — объект деятельности". В обучении преобладает партнерский, диалоговый стиль общения, направленность на поддержку индивидуальности специалиста, предоставление ему необходимой свободы для принятия самостоятельных решений в вопросе своего обучения, выбора содержания и способов учения, сотворчество обучающихся и обучающих.
Учащиеся могут выступать как носители нового содержания образования для своих коллег и преподавателей.
7. Возникновение понятия "креативный класс".
На начальном этапе исследования предполагаем, что субкультура профессиональной группы преподавателей системы бизнес-образования обладает следующими характеристиками.
- Это субкультура узкой профессиональной группы.
- Не относится к маргинальным субкультурам.
- Относится к номической субкультуре современной урбанизированной среды, сформированной как по профессиональному, так и по корпоративному признаку.
- Конструирование профессиональной идентичности группы происходит по следующим основаниям: коммуникабельность, чувство нового, инициативность, творчество, призвание, креативность, мотивация, индивидуализм, избранность.
- Формирование ассоциаций и гильдий используется как способ защиты своих привилегий, характерен контроль профессионального образования, подготовки, работы отдельных профессионалов и потребностей клиентов.
- Отличается сохранением позиции профессионала в университетской среде.
- Стандарты академического поведения предполагают осуждение оппортунизма коллег, определенный уровень преподавания и т.п.
При изучении субкультуры рассматриваемой нами профессиональной группы уместно использовать феноменологический подход, в рамках которого профессию видят как относительно замкнутый и самодостаточный жизненный мир. Деятельность преподавателей системы бизнес-образования очень тесно связана с организационным контекстом, осуществляется в стенах учреждения, поэтому специфика профессиональной субкультуры носит зависимый от формальных факторов характер. Причастность к этой социальной группе можно считать социальным ярлыком [20]. Данная субкультура возникает на базе не исключенных, а как раз наиболее включенных в институциональную структуру социума.
Целесообразным является выделение субкультур по критерию реализуемых ими практик [23].
Это положение будет действовать и для узкой профессиональной группы. Следует помнить: учреждения высшего профессионального образования обладают различной организационной культурой, и можно предполагать, что субкультура профессиональной группы будет либо связана с организационной культурой, либо определяться ее состоянием (в какой степени и как — актуальный исследовательский вопрос). Мы выдвигаем предположение о важности учета субкультуры профессиональной группы для роста результативности отдельных аспектов политики вуза. Необходимо выявить такие практики в рамках субкультуры профессиональной группы, которые способствуют или препятствуют формированию общей культуры вуза, вовлеченного в систему бизнес-образования.
Предлагаем рассмотреть две успешные практики, в которые были вовлечены преподаватели рассматриваемой профессиональной группы в Байкальском государственном университете экономики и права (БГУЭП, г. Иркутск), с позиции оценок и мнений участников. Эти практики демонстрируют отношение к элементам процесса формирования инновационной среды в вузе и новых профессиональных ценностей.
Отношение к элементам процесса формирования инновационной среды в вузе и новых профессиональных ценностей — возможность получения непрерывного образования и участия в инновационном проекте развития образования (ИПРО).
Университеты являются организациями с устойчивой структурой, традициями, являющимися существенной частью их культурного и социального престижа. Однако эволюция высшего образования требует существенных новаций. Именно по этой причине, на наш взгляд, так существенно возросла роль ИПРО в деятельности университетов, причем не только классических.
ИПРО (в совокупности с другими мероприятиями образовательной политики) вполне могут подготовить вузы к необходимости встречи с трудностями внешней среды, превратить образовательные учреждения в обучающиеся системы. Для российского образования проектирование является пока относительно новым методом реализации изменений, а проектная культура только складывается [22].
Формирование персонала организации — исключительно важная стадия жизненного цикла вуза, в процессе которой закладываются основы инновационного потенциала и перспективы дальнейшего развития. С каждым годом создание системы непрерывного образования профессорско-преподавательского состава становится все более актуальным. Посредством реализации ИПРО можно так организовать использование образовательных ресурсов, чтобы результаты деятельности вуза соответствовали требованиям внешней среды в целом и запросам каждого из ее представителей, формировали новую культуру в преподавательской среде.
ИПРО "Разработка и осуществление мер по повышению уровня образования и соответствия учебного процесса международным стандартам высшего экономического образования" в рамках программы "Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах" был реализован в БГУЭП в 2000–2004 гг.
Проект осуществлялся совместно с Национальным фондом подготовки кадров.
БГУЭП позиционирует себя в сегменте массового качественного образования. Университет ведет подготовку по 34 программам высшего профессионального и 32 программам дополнительного образования, в том числе в сфере бизнес-образования; 76% профессорско-преподавательского состава имеют ученую степень доктора или кандидата наук.
Замысел проекта состоял в том, чтобы системно преобразовать процесс обучения в рамках одной специальности и нескольких специализаций, а в дальнейшем распространить результаты и достижения во всем вузе и его четырех филиалах. Усилия направлялись на создание новой образовательной среды, отвечающей требованиям инновационной экономики и задачам развития бизнеса в регионе. ИПРО должен был решить десять основных задач, четыре из которых были сосредоточены на повышении квалификации профессорско-преподавательского состава и формировании новых компетенций: консультации зарубежных экспертов, осуществление программ академической мобильности, осуществление языковой подготовки преподавателей, подготовка учебно-методического обеспечения образовательного процесса, обновление учебных планов и программ.
На этапе определения идеи проекта предполагалось, что участие в его реализации как для административных сотрудников, так и для профессорско-преподавательского состава будет полезно в силу следующих причин: