Таблица 2 – Анализ уровня заболеваемости персонала отдела маркетинга и сбыта за 2006-2008 гг.
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008г. |
Абсолютное изменение 2008г. | |
к 2006 г. |
к 2007 г. | ||||
Среднесписочная числен-ность персонала отдела маркетинга и сбыта, чел |
305 |
298 |
243 |
-62 |
-55 |
Среднее количество неявок на работу персонала отдела маркетинга и сбыта по причине заболевания, чел |
27 |
15 |
36 |
5 |
17 |
Уровень заболеваемости персонала отдела маркетинга и сбыта, % |
9 |
5 |
15 |
6 |
10 |
Источник: табеля посещаемости отдела за 2006-2008 гг.
Мероприятия по совершенствованию организации рабочих мест позволят снизить уровень заболеваемости людей, так как большинство сотрудников отдела уходят на больничный по причине неблагоприятных условий труда.
Анализируя и изучая основные аспекты деятельности менеджера по продажам, можно сделать вывод о том, что здесь нельзя четко провести границу между отдельными элементами и определить время на их выполнение. Эта работа специфическая, поэтому невозможно точно подсчитать затраты времени на каждый элемент и операцию в отдельности. Более четко можно определить нормативы на конкретный вид затрат рабочего времени, то есть определить затраты отдельно на подготовительно-заключительную работу, отдельно на основную, и по полученным данным произвести расчет показателей эффективности использования рабочего времени (таблица 3).
Таблица 3 – Фактический и нормативный баланс рабочего времени
Индекс |
Наименование затрат рабочего времени |
Фактичес-кие затраты |
Норматив-ные затраты |
Затраты, подлежа-щие увеличе-нию / уменьше-нию | ||
мин. |
% к ито-гу |
мин. |
% к ито-гу | |||
ПЗ |
Подготовительно-заключительное время |
38 |
7,9 |
30 |
6,2 |
-8 мин. |
ОП |
Оперативное время |
407 |
84,8 |
430 |
89,6 |
+23 мин. |
ОТЛ |
Перерывы на отдых и личные потребности |
30 |
6,3 |
20 |
4,2 |
-10 мин. |
НТД |
Нарушение трудовой дисциплины |
5 |
1,0 |
- |
- |
-5 мин. |
ИТОГО |
480 |
100 |
480 |
100 |
- |
Источник: фотография рабочего дня менеджера по продажам.
Коэффициент использования рабочего времени (Ки.р.в) рассчитывается по фрмуле:
Ки.р.в = (Тпз + Топ + Тотл) / Тсм * 100 (1)
Ки.р.в = (38+407+30)/480*100 = 99%
Следовательно, рабочее время данным исполнителем используется на 99%. Это довольно высокий показатель.
За счет совершенствования организации рабочих мест и улучшения трудовой дисциплины коэффициент использования рабочего времени можно увеличить до 100%.
Также, за счет устранения потерь, зависящих от рабочего, можно повысить производительность труда (П):
П = (Тнтд / Тсм) * 100 (2)
П = (5/480)*100 = 1%
Следовательно, за счет улучшения трудовой дисциплины производительность труда повысится на 1%.
Производительность труда персонала отдела маркетинга и сбыта рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции к численности персонала.
Анализ производительности труда за 2006-2008 гг. отображен в таблице 4.
Таблица 4 – анализ производительности труда персонала отдела маркетинга и сбыта за 2006-2008 гг.
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008г. |
Абсолютное изменение 2008г. | |
к 2006 г. |
к 2007 г. | ||||
Выручка от реализации продукции, млн. руб. |
193911 |
228312 |
204807 |
10896 |
-23505 |
Среднесписочная числен-ность персонала отдела маркетинга и сбыта, чел |
305 |
298 |
243 |
-62 |
-55 |
Производительность труда, млн.руб/чел. |
635,77 |
766,15 |
842,83 |
207,06 |
76,68 |
Источник: собственная разработка.
Из таблицы 4 видно, что хотя выручка от реализации продукции и среднесписочная численность персонала отдела маркетинга и сбыта имеет тенденцию сокращения, но производительность труда растет.
Последняя аттестация рабочих мест проходила в декабре 2008 года. По ее результатам был составлен план мероприятий на 2009-2012 гг. по улучшению условий труда, который включает в себя:
- замену отслужившей и морально устаревшей техники, механизмов и оборудования;
- ремонт помещений;
- замену старой мебели на новую специально приспособленную для удобной работы с персональным компьютером.