Однако Мак-Грегор оговаривает, что подобное поведение вызывается не столько свойствами человеческой натуры, сколько теми внешними условиями, в которых людям приходится жить и трудиться.
В своей теории Y он утверждает, что на самом деле затраты физических и умственных усилий в процессе трудовой деятельности столь же естественны, как, например, игра или отдых. Большинство людей обладают достаточной фантазией, изобретательностью, творчеством, которые можно с успехом применить в интересах организации.
Теория Y описывает демократический стиль руководства, который доминирует в современных фирмах. Он характеризуется высокой степенью децентрализации управления, активным участием сотрудников в принятии решений, в том числе и групповых, свободным обменом информацией между руководителями и исполнителями, взаимным доверием между ними, вниманием администрации к проблемам развития персонала. В этих условиях выполнение служебных обязанностей оказывается привлекательным, а успех служит вознаграждением, удовлетворяющим высшие потребности.
Демократический стиль, который называют кооперативным, применяют уверенные в себе руководители, доверяющие подчиненным, контролирующие не работников, а результаты.
Обычно демократический стиль руководства применяется тогда, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут принимать высококвалифицированные решения проблем, разгружая руководителя. Но из-за сложностей координации работы исполнителей решения принимаются замедленно.
Исследования показали, что в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но ее качество, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже.
Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее для руководства более простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический - сложными, где на первое место выступает качество [4].
Там же, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль руководства. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые для их работы условия, определяет ее правила, рамки самостоятельности, обеспечивает информацией, поддерживает благоприятную атмосферу. Подчиненные самостоятельно принимают на основе обсуждения решения и ищут пути их реализации. Руководитель же выполняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивает полученные результаты, награждает за успехи. Применение либерального стиля находит распространение в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских разработок.
Таблица 1: Сравнительная таблица основных стилей руководства
Объект сравнения |
Стили руководства | ||
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный | |
Способ постановки целей и принятия решений |
Единоличный |
Групповой при консультации руководителя |
Индивидами или групповой |
Способ воздействия на подчиненных |
Приказ |
Предложение |
Просьба, уговоры/угрозы |
Ответственность |
На руководителе |
В соответствии с полномочиями |
На исполнителях |
Инициатива исполнителей |
Допускается |
Поощряется и используется |
Преобладает |
Предпочтительные сотрудники |
Исполнительные, покорные |
Квалифицированные |
Инициативные, творческие |
Отношение руководителя к контактам |
Соблюдает дистанцию |
Активно поддерживают |
Инициативы не проявляет |
Отношение к подчиненным |
Жесткое, требовательное |
Доброжелательное требовательное |
Мягкое, нетребовательное |
Требования к дисциплине |
Формальные, жесткие |
Разумные |
Неопределенные |
Способы стимулирования |
Административные |
Экономические |
Моральные/силовые |
Атмосфера |
Напряженная |
Свободная |
Свободная/произвол |
Дисциплина |
Слепая |
Высокая |
Сознательная/ низкая |
Интерес к работе |
Низкий |
Высокий |
Высокий/ никакого |
Особенности процесса труда |
Высокая интенсивность |
Высокое качество |
Творчество/ безразличие |
Исследования немецких ученых выявили зависимость между результатами труда и стилем руководства. Эффективность различных стилей оценивалась в течении трех лет. Самые высокие результаты у коллектива, где преобладает демократический стиль руководства, и самые низкие – либеральный и авторитарный (рис.2)
%
3
100 1
90
2
80