рефераты по менеджменту

Руководитель в системе управления. Требования к руководителю-профессионалу

Страница
9

Классификация работников предприятия осуществляется в соответствии с Типовой инструкцией по статистики численности и фонда заработной платы рабочих и служащих на предприятиях в учреждениях и организациях. По этой инструкции все работники предприятии в зависимости от выполнимых функции делятся на следующие категории: рабочие, учащиеся, инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и персонал охраны.

К инженерно-техническим работникам относится лица занимающие должности, требующие квалификации агронома, зоотехника, инженера, или техника.

К служащим относятся работники, которые занимают административно-хозяйственные должности, но не относятся к инженерно-техническим работникам, а так же экономисты, не связанные с производственным планированием, с организацией труда и заработной платы, финансовые, счетно-бухгалтерские, юридические работники, делопроизводители и др.

К младшему обслуживающему персоналу относятся: лица по уходу за служебными помещениями, курьеры, водители.

Нельзя смешивать понятие "профессия" и "специальность".

"Профессия" - это род занятий, форма трудовой деятельности, например агроном или инженер. "Специальность" представляет конкретный вид ее внутри одной профессии (пример, агроном - плодоовощевод).

В зависимости от места в организационной структуре принято подразделять на линейных и функциональных. К линейным относятся руководители предприятий (организаций) и их заместители, к функциональным - руководители отдельных служб, секторов, отделов и их заместители.

Важно иметь в виду, что роль руководителей и специалистов в управлении далеко не одинакова.

Руководитель (менеджер) - это профессия, но особого рода совсем не напоминающая профессию агронома или инженера. Профессия, значение которой определяется ее центральным местом в управлении, поскольку только руководителю принадлежит функция принятия решения. Но менеджер не только наделен правами и обязанностями принимать решения; он так же должен организовать процесс их подготовки, выполнения и контроль. В отличии от специалиста он должен думать обо всем. В частности, руководитель классифицирует работу, распределяет ее, подбирает соответствующий состав руководящих работников, обеспечивает побудительные мотивы и связь, анализирует деятельность предприятия, оценивает результаты работы, обеспечивает продвижение по службе и т.д.

Безусловно, претендовать на серьезное знание всех конкретных проблем, с которыми сталкивается руководитель предприятия, очевидно не реально. Руководитель не может быть "универсальным гением", но у него есть свое специфическое занятие. Руководитель побуждает, направляет, организует людей на выполнение работы, но не более. Его единственным инструментом является слово.

Специалисты управляют технико-экономическими и технологическими процессами производства. К категории специалистов относятся работники занятые инженерно-техническими, экономическими, сельскохозяйственными, зоотехническими, рыбоводными, лесовосстановительными работами, мед. обслуживанием, народным образованием, а так же работники науки, искусства и культуры, специалисты на работа по международным связям, специалисты юридической службы.

Важным аспектом менеджмента является управлением персоналом - целенаправленное воздействие, оказывающая влияние на подбор и расстановку, обучение и оценку деятельности, движение кадров предприятия.

Система управления персоналом представляет собой комплекс целей, задач и основных направлений деятельности, а так же сочетание различных видов, методов и форм управления, направленных на обеспечение постоянного роста эффективности производства, производительности и качества труда.

Процесс управления кадрами включает в себя:

определение общей стратегии управления:;

планирование общей потребности предприятия в персонале;

поиск нужных кадров;

разработка и использование системы критериев оценки количества и качества труда;

система подготовки и переподготовки кадров;

организация рабочих мест;

разработку и внедрение мероприятий по улучшению условий труда и техники безопасности, снижения удельного веса немеханизированных и трудоемких работ;

политику заработной платы и определение затраты на работу с персоналом.

В сельскохозяйственном производстве вследствие большой зависимости результатов деятельности от природно-климатических условий и низкого разделения труда сложнее установить прямую зависимость между количеством и качеством живого труда и конечными производственными результатами. Это существенно ограничивает действенность стимулирования, эффективного сочетания методов поощрения и наказания, а следовательно, выдвигается на первый план проблему мотивации к труду.

Набор кадров предполагает создание необходимого кадрового резерва на все должности и специальности; он тесно связан с подбором кадров, то есть поиском лиц, соответствующих основным требованиям по каждой должности. При подборе дается характеристика вакантной должности, проводится сбор информации об имеющихся кандидатах, разрабатывается система критериев для отбора кандидатов (их оценки). На практике используется несколько методов подбора кадров: свободного выбора, формальных требований, конкурса и тестирования.

Руководителям при подборе кадров рекомендуется использовать современные методы распознания управленческих способностей; с их помощью устанавливают потенциальные возможности того или иного лица. Как правило, применяют сразу несколько методов или всю их совокупность: специальное наблюдение по проявлениям управленческих навыков; опрос (устный и анкетный); пробное назначение (замещение должности на период отпуска, учебы); выполнение общественных поручений; решение учебных управленческих задач; анализ конкретных ситуаций. Научный подход к подбору кадров предполагает, прежде всего, разработку требований к тому или иному виду деятельности. Тогда по любому претенденту можно сравнить данные обоснованной характеристики с требованиями должности и сделать выводы. Существует ряд методов отбора кадров: анкетирование, тестирование, испытание, собеседование.

В анкетах обычно отражаются биографические данные, сведения о перемещении работника и занимаемых должностях. Считается, что длительная работа на одной должности ограничивает кругозор человека, он свыкается с недостатками, перестает овладевать новыми методами, и его работа становится шаблонной. При смене мест работы появляется возможность сравнивать ситуации, быстрее адаптироваться к новым условиям работы. Разумеется, при этом нужно отличать "летунов" от действительно стоящих работников. При тестировании могут быть использованы тесты на интеллект, способности, индивидуальность, интересы, исполнительность и др.

Отборочные испытания выявляют способность практически решать задачи, связанные с предполагаемой работой. Существуют также испытания, предполагающие оценку психологических характеристик кандидата, таких, как энергичность, откровенность, уверенность в себе.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту