2) повышение квалификации - основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники и экономики. Выполняется на профессиональных курсах, в школах менеджеров, на факультетах повышения квалификации и в институтах бизнеса. Срок обучения от одного дня до одного года;
3) переподготовка кадров предусматривает получение второй профессии или специальности. Выполняется в учебных заведениях, когда рабочие овладевают второй профессией, а служащие второй специальностью. Срок обучения от двух месяцев до двух лет;
4) послевузовское дополнительное образование. Осуществляется для получения высшей профессиональной или научной квалификации в аспирантуре или докторантуре. Срок обучения два-четыре года.
Линейный менеджер совместно со специалистом по обучению обязан после определения соответствующих требований обеспечить необходимую организацию процесса обучения, а также контроль его эффективности и необходимую корректировку.
Резерв вакантних должностей.
Кадровый резерв - это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
Виды кадрового резерва.
1. По виду деятельности:
1) резерв развития - группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках нових направлений (при диверсификации производства,
разработке новых товаров и технологий). Они когут выбрать одно из двух направлений карьеры - профессиональную либо руководящую карьеру;
2) резерв функционирования - группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники ориентированы. на руководящую карьеру.
2. По уровню подготовленности:
1) группа А - кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;
2) группа В - кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один-три года.
Принципы формирования резерва:
1) принцип актуальности резерва предполагает учет реальной потребности в замещении должностей. Резерв на должности должен формироваться из расчета, что сотрудники, зачисленные в него, имеют реальный шанс про - двинуться;
2) принцип соответствия кандидата должности и типу резерва говорит о необходимости учитывать требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности;.
3) принцип перспективности кандидата включает несколько требований. В их числе ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной уровень, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом, состояние здоровья.
Этапы работы с резервом.
1. Анализ потребности в резерве. До начала процедуры формирования резерва должны быть выполнены следующие работы:
1) прогноз изменения структуры аппарата;
2) совершенствование продвижения работников по службе;
3 Определение степени обеспеченности резервом номенклатурных должностей;
4) определение степени насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу).
Итогом выполнения указанных работ является определение текущей и перспективной потребности в резерве.
2. Формирование и составление списка резерва, которое включает:
1) формирование списка кандидатов в резерв;
2) создание резерва на конкретные должности.
Итогом второй стадии формирования списка резерва является корректировка предварительного списка оценки и сравнения кандидатов.
3. Подготовка кандидатов включает следующие этапы:
индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;
2) стажировка в должности на своем и другом предприятии;
3) учеба в ИПК, КПК в зависимости от планируемой должности.
Для подготовки резерва администрацией разрабатываются и утверждаются программы: общая программа, специальная программа, индивидуальная программа.
5. Сущность, значение и организация планирования трудовой карьеры.
В широком смысле карьера может рассматриваться как активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни. В узком смысле карьера - это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом на протяжении жизни человека. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности. Личностные ориентации включают такие понятия, как навыки и деловые черты. Навыки - это способность после обучения выполнять свою работу грамотно. Умение читать, писать, говорить, организовывать, руководить, критиковать и учить. Деловые черты представляют собой важную основу любого дела. К ним относят черты характера, способствующие достижению профессиональных целей (целеустремленность, инициативность, энергичность, прагматичность и т.п.).
Цели усиления личностной ориентации:
1) изменить и усилить возможности;
2) повысить самооценку;
3) достичь собственных целей;
4) достичь целей, которые стимулируют к дальнейшему развитию.
Управление деловой карьерой - хорошо организованная работа во всех сферах управления персоналом, позволяющая фирме не только обеспечивать себя квалифицированными работниками, но и строить на этой основе целостную политику подготовки и продвижения работников внутри фирмы. Управление карьерой позволяет фирме в определенной мере быть независимой от колебаний внешнего рынка трудовых ресурсов, однако формировать такой рынок в полном объеме, как правило, могут позволить только крупные корпорации, имеющие возможности ориентироваться на сохранение и развитие потенциала каждого сотрудника и создающие для этого условия.
Цель управления карьерой - сохранение накопленного в организации опыта и квалификации, предотвращение их утечки и страхование вложений в подготовку работников. Основной особенностью планирования и реализации карьеры является необходимость обеспечения взаимодействия всех видов карьер. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда конкретных задач, а именно:
1) соединение целей организации и отдельного сотрудника;
2) планирование карьеры конкретного сотрудника с учетом его специфических потребностей и ситуаций;
3) обеспечение открытости процесса управления карьерой;
4) устранение "карьерных тупиков", в которых практически нет возможностей для развития сотрудника;
5) повышение качества процесса планирования карьеры;
6) формирование наглядных и воспринимаемых критериев. служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;
7) изучение карьерного потенциала сотрудников;
8) использование обоснованных оценок карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;
9) определение путей служебного роста, которые помогут удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент и в нужном месте.